Муниципальное образование Павловский район Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 16 имени Героя Советского Союза Константина Иосифовича Недорубова станицы Украинской _________________________________________________________________ УТВЕРЖДЕНО решением педагогического совета МБОУ СОШ № 16 от 31.08.2021 протокол № 1 Председатель ___________И.Н.Сосновая РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По кубановедению Уровень образования(класс) начальное общее образование , 1-4 классы Количество часов 203 Учитель, разработчик программы: Левченко Светлана Николаевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 16 им. К.И.Недорубова ст.Украинской Программа разработана в соответствии с ФГОС начального общего образования Программа разработана с учетом Программы для 1-4 классов общеобразовательных организаций Краснодарского края, ОИПЦ «Перспективы образования» Краснодар, 2021. УМК: «Кубановедение». Е.Н.Еременко, М.В.Мирук и др. 1-4 классы Планируемые результаты освоения учебной дисциплины «Кубановедение» Личностные результаты 1. Гражданско-патриотическое воспитание: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, за свою семью; осознание своей этнической и национальной принадлежности; 2. Духовно-нравственное воспитание: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на свой род в его историческом и культурном ракурсе; формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов, населяющих Краснодарский край; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах поведения в обществе; 3.Эстетическое воспитание: развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в социальных ситуациях, связанных с исследовательской деятельностью; 4. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла изучения малой родины; умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 5. Трудовое воспитание: - осознание ценности труда в жизни человека и общества, бережное отношение к результатам труда, интерес к различным профессиям. 6. Экологическое воспитание: - бережное отношение к природе; - неприятие действий, приносящих ей вред. 7. Формирование представлений о ценности научного познания: - первоначальные представления о научной картине мира; - познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании. наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Метапредметными результатами изучения предмета «Кубановедение» являются: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи исследовательской деятельности, поиска средств еѐ осуществления; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в ходе исследовательской деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации; определять наиболее эффективные способы исследования для достижения результата; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; использование знаково-символических средств представления информации для создания родового дерева, герба семьи, плана своего населѐнного пункта (улицы, района); активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения исследовательских задач; использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными, познавательными, исследовательскими задачами, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео-, фото- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; осознанное построение речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; аргументация своей точки зрения и оценка событий; формирование уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре; освоение доступных способов изучения природы и истории Кубани (наблюдение, запись, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве). Предметные результаты освоения учебного предмета «Кубановедение» по классам 1 класс учащиеся научатся свое полное имя, имена и отчества своих родных, домашний адрес; адрес школы, основные помещения школы, их предназначение и месторасположение; традиции своей школы; улицы, расположенные вблизи школы и дома, безопасный путь из дома в школу и обратно; основные учреждения культуры, образования, бытового обслуживания своего населѐнного пункта; основные достопримечательности родного населѐнного пункта; профессии жителей своего города (села, станицы и др.); основных представителей растительного и животного мира своей местности (ближайшее окружение); учащиеся должны уметь выполнять правила поведения в общественных местах, а также в ситуациях, опасных для жизни; составлять рассказ-описание по картине, по увиденному; находить географические объекты на карте-схеме; реализовывать коллективный исследовательский или творческий проект. 2 класс учащиеся должны знать особенности времѐн года, характерные для своей местности; особенности рельефа своей местности; названия водоѐмов, крупных населѐнных пунктов своей местности; названия и отличительные признаки некоторых растений и животных своей местности, правила защитников природы; значение Красной книги Краснодарского края; особенности труда и быта земляков; родственные связи в семье, уклад семьи; герб, флаг, гимн Краснодарского края; кубанские песни, пословицы и поговорки; основные правила поведения в окружающей среде, в общественных местах, на дорогах, у водоѐмов, в школе; имена выдающихся людей своего района; учащиеся должны уметь показывать на физической карте Краснодарского края основные изучаемые объекты, свой населѐнный пункт; рассказывать о достопримечательностях родного города, станицы; различать растения своей местности (травы, деревья, кустарники; лекарственные и ядовитые растения); «выполнять правила поведения во время прослушивания гимна и поднятия флага, а также у водоѐмов, в лесу, в горах. Учащиеся могут использовать приобретѐнные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для поиска и обработки дополнительной информации о растительном и животном мире Краснодарского края, промыслах и ремѐслах, распространѐнных на Кубани, и т. д.; планирования и реализации индивидуального проекта. 3 класс учащиеся должны знать связь между деятельностью человека и условиями его жизни и быта на Кубани; природные особенности, особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры населения Краснодарского края; формы земной поверхности края; разновидности водоѐмов края; особенности почв края, их значение для жизни растений и животных; в названия и отличительные признаки наиболее распространѐнных в Краснодарском крае растений и животных; герб, гимн, флаг Краснодарского края, а также символы своего родного города (станицы), района; фамилии и имена выдающихся деятелей культуры, спорта и т. д.; учащиеся должны уметь определять в окружающей природе ядовитые растения, грибы и опасных для человека животных; различать особо охраняемые растения и редких животных; ориентироваться по физической карте Краснодарского края; объяснять историю возникновения своего населенного пункта, его названия, культурных и исторических достопримечательностей. Учащиеся могут использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения над особенностями труда и быта людей; выполнения правил поведения во время стихийных бедствий; соблюдения правил сбора грибов в своей местности; правильного поведения у водоѐма в разное время года; бережного отношения к растениям и животным. 4 класс учащиеся должны знать природные зоны Краснодарского края; различные виды карт Краснодарского края (физическая, административная, историческая) и их отличительные особенности; природные богатства родного края и их использование человеком; символику Краснодарского края; органы местного самоуправления; • даты важнейших событий в истории края, города (станицы, аула и др.); особенности культуры и быта народов, населяющих территорию Краснодарского края; достопримечательности края, своего района; наиболее важные события исторической, общественной, спортивной и культурной жизни Краснодарского края; особенности хозяйственной деятельности людей, живущих на территории края; важнейшие экологические проблемы Краснодарского края; заповедники и заказники, находящиеся на территории края; фамилии и имена выдающихся деятелей Кубани; учащиеся должны уметь определять местоположение Краснодарского края на карте России; узнавать наиболее распространѐнные лекарственные растения; определять хронологическую последовательность основных событий (исторических, культурных, спортивных); правильно называть памятники культуры и истории края; исполнять гимн Краснодарского края. Учащиеся могут использовать приобретѐнные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для правильного поведения во время исполнения Гимна России и гимна Краснодарского края, соблюдения изученных правил безопасного поведения, исполнения знакомых народных песен, выполнения исследовательских и творческих проектов. 2.Содержание курса «Кубановедение»» В соответствии с приложением к письму министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 08.08.2016 г. № 1313834/16-1 «О преподавании учебного предмета (курса) ОПК в 2016-2017 учебном году» в каждый год обучения (1-11 класс) учебного предмета «Кубановедение» вводится тематический раздел «Духовные истоки Кубани» (4 часа). Данный раздел реализуется в мае в объеме 4 часов вместо отводимых на повторение и обобщение в каждом классе. Некоторые темы раздела изучаются в сквозном порядке в рамках разделов тем программы (см.курсив). I класс Введение. «Мой родной край» - 1 час Раздел 1. «Я и моя семья» - 7 часов + 1 час темы «Духовные истоки Кубани» Будем знакомы! Кто я? Какой я? Любимые занятия. Моя семья. Обязанности в нашей семье. Увлечение членов нашей семьи. Семейные традиции. Праздники, которые мы отмечаем вместе. Раздел 1.1. «Духовные истоки Кубани» Тема 1.Семья. Родители. Родительская любовь и благословение. Любовь к ближнему. Залог успеха детей – послушание родителям и уважение старших. Выполнение заповеди о семейных ценностях "Почитай отца и матерь твою...". Какой должна быть семья. Значение слова "благословение". Творческий проект «Будем жить одной семьей». Раздел 2. «Я и моя школа» - 7 часов Наша школа. Правила поведения в школе. Знакомство со школой. Традиции нашей школы. Школьные поручения и обязанности. Мой режим дня. Мои одноклассники. Правила школьной дружбы. Творческий проект «Мы такие разные, но так похожие». Раздел 3.«Я и мои родные места» - 9 часов Главный город Краснодарского края. Родные места. Мой адрес. Улица, на которой я живу. Правила поведения в общественных местах, на улице, в транспорте. Труд жителей моего населенного пункта. Исследовательский проект «Какой я житель». Раздел 4. «Я и природа вокруг меня» - 5 часов Растения и животные вокруг меня. Что где растет, кто где живет? Забота о комнатных растениях и домашних животных. Красота природы моей местности. Писатели и художники о красоте родного края. Раздел 5.«Духовные истоки Кубани» - 3 часа Тема 2. Традиции казачьей семьи. Понятие "традиция". Православные традиции в казачьих семьях. Казак - отец, глава семьи. Казачка – мать, хранительница домашнего очага. Тема 3.Наша школа. Воскресная школа. Светские и православные традиции. Что такое воскресная школа. Традиции воскресной и светской школы. Тема 4.Достопримечательности. Духовные святыни моей малой Родины. Что такое духовные святыни. Святые места Кубани. Творческая мастерская «Духовные истоки Кубани» II класс Введение. «Символика района (города), в котором я живу – 1 час Раздел 1. «Природа моей местности» - 13 часов Годовой исследовательский проект сезонных изменений. Часть 1. «Уж небо осенью дышало». Формы земной поверхности моей местности. Физическая карта, условные обозначения. Водоемы моей местности и их обитатели. Правила поведения у водоемов. Разнообразие растительного мира моей местности. Культурные и дикорастущие растения. Лекарственные растения. Правила сбора и использование лекарственных растений. Ядовитые растения. Первая помощь при отравлении ядовитыми растениями. Животный мир моей местности. Красная книга Краснодарского края. Исследовательский проект «Растения и животные в природе и жизни людей». Раздел 2. «Населенные пункты» - 7 часов Годовой исследовательский проект сезонных изменений. Часть 2. «Зимушка – зима, зима снежная была». Населенные пункты моего района. История образования города (района). Глава города (района). Улицы моего населенного пункта. Происхождение их названий. Имена знаменитых людей в названиях улиц. Исторические и культурные достопримечательности. Спортивная жизнь в моем городе (районе). Исследовательский проект «Где я могу проводить свободное время». Раздел 3. «Труд и быт моих земляков» - 13 часов Годовой исследовательский проект сезонных изменений. Часть 3. «Ласточка с весною в гости к нам летит». Земляки – жители моего района (города, села). Труженики родной земли. Профессии и место работы членов семьи. Ремесла, распространенные в районе. Знаменитые люди. Доска почета в населенном пункте, районе. Жилище казака. Особенности казачьего быта. Уклад кубанской семьи. Религиозные традиции моих земляков. Творческий проект «Труд моих земляков». Раздел 4. «Духовные истоки Кубани» Тема 1.Родная земля. Родина. Поклонные кресты. Понятие "Родина", "малая Родина". Что такое поклонный крест. Традиции установления поклонных крестов на Кубани. Тема 2 Духовные родники жизни. Творческий проект «Религиозные традиции моих земляков». Источники духовного становления человека: храм, семья, книги, традиции и др. Тема 3.Красный угол. Икона. Что такое «красный угол». Иконы, составляющие "красный угол". Почитаемые иконы в православных Тема 4."Нет больше той любви, чем жизнь отдать за други своя" Защита Родины - священный долг. Подвиг во имя жизни других людей. Святые заступники Руси Творческий проект «Труд моих земляков». Годовой исследовательский проект сезонных изменений. Часть 4. «Здравствуй, лето». III класс Введение. «Изучаем родной край» - 1 час Раздел 1. «Нет в мире краше Родины нашей» - 11 часов Рельеф Краснодарского края: возвышенности, низменности, равнины, горы. Природные явления (дождь, ветер, снег, туман, гололед). Календарь народных примет. Стихийные бедствия (землетрясения, смерч, наводнение, сель, бора). Правила безопасного поведения. Взаимопомощь земляков. Водоемы Краснодарского края (моря, реки, озера, плавни, лиманы). Солены и пресные водоемы Краснодарского края. Типы почв, распространенные на территории Краснодарского края. Черноземы – природное богатство Кубани. Растительный и животный мир равнинной и горной части Краснодарского края. Хвойные и лиственные леса и их обитатели. его охрана. Растительный и животный мир прибрежной зоны и водоемов. Культурные растения. Кубань – территория здоровья. Курорты Краснодарского края. Кубань спортивная, Кубань олимпийская. Красота окружающего мира: талантливые люди о нашем крае. Творческий проект «Нет в мире краше Родины нашей». Раздел 2. «Без прошлого нет настоящего» - 10 часов Прошлое и настоящее. «Лента времени». Древние города (Горгиппия и Гермонасса). Историческая карта, история на карте. Переселение казаков на Кубань. Основание первых городов и станиц. Первые храмы на Кубани. Добрые соседи. Майкоп – столица Адыгеи. Творческий проект «Без прошлого нет настоящего». Раздел 3. «Казачьему роду нет переводу» - 12 часов Твоя родословная. История моей семьи. Ты и твое имя, имена в моей семье. Из истории кубанских фамилий. Семейные ценности. Честь семьи и рода. Народные обычаи и традиции. Казачий фольклор. Культурные, исторические, спортивные традиции нашего края. Раздел 4. «Духовные истоки Кубани» Тема 1.Святые источники Кубани Духовный смысл православных праздников. Крещение Господне. Значение крещения. Крещенские традиции. История возникновения святых источников. Карта святых источников края. Тема 2. Храмы. Внутреннее и внешнее устройство. Устройство храма и его значение. Особенности архитектуры, иконостас. Храмовые традиции (престольный праздник, храмовая икона, памятные даты). Тема 3.Именины. Что такое именины. День небесного покровителя. Святые. Традиции имянаречения. Мерные иконы. Тема 4.Подвиг материнства. Любовь матери. Материнский труд, уважительное отношение к нему. Жизнь и материнский подвиг Пресвятой Богородицы. Многодетная семья. IV класс Введение. «Мой край на карте России» - 1 час Раздел 1. «Берегите землю родимую, как мать любимую» - 9 часов Природные зоны края. Кавказский биосферный заповедник. Заказник. Школьные лесничества. Естественные и искусственные водоемы. Использование и охрана водоемов Краснодарского края. Защита и охрана почв. Ветровая и водная эрозия. Лесополоса. Полезные ископаемые Краснодарского края, их использование (нефть, газ, песок, глина, мергель, гипс, известняк). Целебные минеральные источники и грязи. Значение природных богатств Краснодарского края для жителей России. Проектная работа «Берегите землю родимую, как мать любимую» Раздел 2. «Земля отцов - моя земля» - 13 часов Вещественные исторические источники. История Кубани в архитектуре. Древние жилища. Современный облик края: здания и сооружения (культовые, спортивные и др.). Вещи рассказывают о прошлом. Предметы быта различных эпох. Народные ремесла и промыслы. Одежда жителей Кубани в прошлом и настоящем. Первые письменные исторические источники. История Кубани в литературных, научных источниках. Современные письменные источники. Устная история родного края. Обычаи и традиции народов, живущих на Кубани. Современная административная карта Краснодарского края. Районы края. Екатеринодар – Краснодар. Краснодар – административный центр Краснодарского края. Губернатор. Проектная работа «Земля отцов - моя земля» Раздел 3. «Жизнь дана на добрые дела» - 7 часов Просветители земли кубанской. Защитники Отечества. Труженики полей. Наши земли – гордость страны. Радетели земли кубанской. Ты – наследник земли отцов. Раздел 4. «Духовные истоки Кубани» - 4 часа Тема 1.Библия. Библиотеки Евангелие – главная книга казаков. Возникновение библиотек при храмах и монастырях. Я как хранитель духовного наследия Кубани. 10 заповедей. Духовный смысл православных праздников. Крещение Господне. Значение крещения. Крещенские традиции. История возникновения святых источников. Карта святых источников края. Тема 2. Культурное наследие Кубани. Православные традиции в музыкальных, художественных, литературных произведения известных, талантливых земляков. Тема 3.Музеи - хранители материальной и духовной культуры Духовные сокровища краеведческих, художественных музеев. Литературный музей г. Краснодара – сокровищница старинных духовных и исторических книг Тема 4.Я как хранитель духовного наследия Кубани. 10 заповедей. Итоговый урок: подведение итогов исследовательских проектов. Проектная работа «Жизнь дана на добрые дела» 3.Тематическое планирование 3.1.Таблица тематического распределения количества часов Количество часов № п/п Введение. «Мой родной край» Раздел 1. «Я и моя семья» 2 1.1. «Духовные истоки Кубани» Раздел 2. «Я и моя 3 школа» Раздел 3. «Я и мои 4 родные места» Раздел 4. «Я и 5 природа вокруг меня» Раздел 5.»Духовные 6 истоки Кубани» ИТОГО в 1 классе Введение. «Символика района 1 (города), в котором я живу Раздел 1. «Природа 2 моей местности» Раздел 2. 3 «Населенные пункты» Раздел 3. «Труд и быт 4 моих земляков» Раздел 4. «Духовные 5 истоки Кубани» ИТОГО во 2 классе Введение. «Изучаем 1 родной край» Раздел 1. «Нет в мире 2 краше Родины нашей» Раздел 2. «Без 3 прошлого нет настоящего» Раздел 3 «Казачьему 4 роду нет переводу»» Раздел 4.»Духовные 5 истоки Кубани» ИТОГО в 3 классе 1 Введение. «Мой край 1 Авторская программа Разделы, темы 1 класс Рабочая программа 2 класс 3 класс 4 класс 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс 1 1 8 7 1 7 7 9 9 8 5 - 3 33 33 1 1 13 13 7 7 13 9 - 4 34 34 1 1 11 11 10 10 12 8 - 4 34 34 1 1 на карте России» Раздел 1. «Береги 2 землю родимую, как мать любимую» Раздел 2. «Земля 3 отцов- моя земля» Раздел 3. «Жизнь 4 дана на добрые дела» Раздел 4.»Духовные 5 истоки Кубани» ИТОГО в 4 классе ИТОГО в 1- 4 классах 11 11 13 13 9 5 - 4 34 135 34 135 3.Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы Раздел Кол-во часов Темы Кол-во часов Основные виды деятельности (на уровне универсальных учебных действий) Основные направления воспитательной деятельности 1 класс Введение. 1 1. «Мой родной край» 1 «Я и моя семья» 7 2.Будем знакомы! Кто я? Какой я? 1 3.Любимые занятия 1 4.Моя семья 1 5.Обязанности и увлечения в моей семье 1 Объяснять, что изучает кубановедение. Характеризовать понятие «малая родина». Называть край, район, в котором проживает. Называть своѐ имя (полное, сокращѐнное, уменьшительноласкательное), называть имена родных, одноклассников. Описывать свой характер, рассказывать о своей мечте. Анализировать способы разгадывания ребусов. Составлять ребус своего имени одним из способов. Составлять рассказ о своѐм любимом занятии, иллюстрировать рассказ рисунком, фотографией, видеозаписями. Рассказывать о своѐм участии в коллективных занятиях, анализировать правила взаимодействия во время этих занятий. Составлять рассказ о своей семье, называть еѐ членов, описывать их. Изображать свою семью. Рассказывать о любимых совместных занятиях, семейных играх. Характеризовать понятия «обязанность» и «увлечение». Перечислять домашние обязанности членов своей семьи. Рассказывать о домашней работе, которую умеет выполнять. Демонстрировать умение пользоваться различными 1,2 2,3 3,5 2,4 2,4 Духовные истоки Кубани «Я и моя школа» 1 7 6.Семейные традиции. 1 7.Праздники, которые мы отмечаем вместе 1 8. Семья. Родители. Родительская любовь и благословение 1 9.Творческий проект «Будем жить одной семьей» 1 10.Наша школа. Правила поведения в школе. 1 11.Знакомство со школой. 1 12.Традиции нашей школы. 1 инструментами, предметами быта. Составлять рассказ об увлечениях в своей семье. Характеризовать понятие «традиция». Сопоставлять семейные традиции с временами года. Рассказывать о любимом семейном празднике. Иллюстрировать рассказ рисунком, фотографией. Сопоставлять и сравнивать традиции празднования одного и того же праздника в разных семьях. Характеризовать понятие «Любовь к ближнему.» Рассказывать что залог успеха детей – послушание родителям и уважение старших. Рассказывать о выполнении заповеди о семейных ценностях "Почитай отца и матерь твою...". Раскрыть значение слова "благословение". Участвовать в коллективном проекте. Рассказывать о своей работе, анализировать качество выполнения действий. Описывать коллективный проект, оценивать участие каждого. Рассказывать о своей школе. Называть отличия различных видов школ (спортивной, музыкальной, воскресной и др.). Рассказывать о школьных принадлежностях, классифицировать их, анализировать способы бережного отношения к ним. Анализировать своѐ поведение и других детей в школе, сопоставлять с нормами. Составлять правила поведения во время экскурсии по школе. Ходить на экскурсию вместе с одноклассниками. По результатам экскурсии записывать адрес школы, отмечать различные кабинеты и помещения, объяснять их предназначение. Обсуждать с одноклассниками и изображать символическое обозначение своего кабинета. 2,3 2,3 2,3 2,7 4,5 4,5 2,5 «Я и мои родные места» 9 13.Школьные поручения и обязанности. Мой режим дня. 1 14.Мои одноклассники. 1 15.Правила школьной дружбы. 1 16.Творческий проект «Мы такие разные, но так похожи». 1 17.Главный город Краснодарского края. 1 18.Достопримечательности. 1 19.Достопримечательности нашего населенного пункта. 1 20.Мой адрес. Улица, на которой я живу. 1 21.Правила поведения в 1 Анализировать своѐ поведение во время экскурсии. Слушать рассказ об истории своей школы, еѐ традициях. Характеризовать понятие «поручение». Анализировать деятельность в ходе выполнения школьных поручений. Оценивать свои возможности и обосновывать своѐ желание выполнять то или иное поручение. Анализировать учебное и свободное время. Составлять режим дня, сопоставлять свой режим с нормами здорового образа жизни. Называть имена своих одноклассников. Характеризовать общие интересы, совместные занятия. Обсуждать с одноклассниками правила школьной дружбы. Анализировать своѐ поведение в соответствии с этими правилами. Объединяться в группы, руководствуясь общими интересами. Участвовать в групповом проекте. Определять свою часть работы, анализировать качество еѐ выполнения. Слушать рассказ о Краснодаре. Рассказывать о своих впечатлениях с опорой на фотографии, картины, рисунки. 4,5 2,3 2,3 2,3,7 1,7 Характеризовать понятие «достопримечательность». Рассказывать об известных достопримечательностях Краснодарского края и своего района. Описывать места отдыха своей семьи. Участвовать в составлении плана рассказа «Достопримечательности нашего населѐнного пункта». Называть свой адрес. Описывать свою улицу, опираясь на наблюдения, иллюстративный материал. 2,3 Анализировать опасности, подстерегающие на улице. 2,3,6 2,3,7 2,3,6 общественных местах, на улице, в транспорте. 22.Безопасный путь домой. 1 23.Труд жителей моего населѐнного пункта. 1 1 24.Труд моих родных. Я и природа вокруг меня 5 25.Исследовательский проект «Какой я житель». 1 26.Растения и животные вокруг меня. Что где растѐт, кто где живѐт. 1 Проговаривать правила поведения пешехода. Описывать знаки дорожного движения. Классифицировать различные виды транспорта, описывать их. Анализировать правила поведения в общественном транспорте. Сопоставлять своѐ поведение с нормами. Обсуждать правила перехода через дорогу в зависимости от вида транспорта. Составлять план безопасного движения из дома в школу и обратно. Описывать труд людей разных профессий. Называть профессии своих родных, рассказывать об особенности их деятельности. Слушать рассказы представителей различных профессий. Характеризовать понятия «индивидуальный» и «коллективный» труд. Обсуждать с одноклассниками тему бережного отношения к чужому труду. Участвовать в групповом проекте. Отвечать на вопросы о своѐм населѐнном пункте (достопримечательности, памятные места, парки и пр.). Рассказывать, как вести себя на улице, в общественных местах, в транспорте. Анализировать работу каждого участника группы в соответствии с поставленной Наблюдать во время экскурсии за погодой, растительным и животным миром. Составлять рассказ об увиденном. Анализировать правила поведения вовремя экскурсии на природу. Сопоставлять своѐ поведение с нормами. Называть животных своей местности. Составлять сообщение об одном из них, иллюстрировать 4,6 2,3,5 2,3,5 2,5 4,6 «Духовные истоки Кубани» 3 27.Забота о комнатных растениях и домашних животных. 1 28..Красота природы моей местности. 29.Поэты, писатели, художники о красоте родного края. 1 30.Творческая мастерская «Милый сердцу уголок». 1 31.Традиции казачьей семьи 1 32. Наша школа. Воскресная школа. Светские и православные традиции школы. 33.Достопримечательности. Духовные святыни моей малой Родины. Итого 1 1 1 33 33 повествование рисунками, фотографиями. Рассказывать об окружающих растениях, классифицировать их. Анализировать способы заботливого отношения к комнатным растениям и домашним животным. Наблюдать за деятельностью ветеринара (или слушать рассказ). Анализировать различные способы описания красоты природы родного края. Сопоставлять свои впечатления, мысли, чувства с чужими. Анализировать произведения художников, писателей, воспевающих красоту родного края. Выбирать для описания (рисования, фотоизображения и др.) объект природы. Анализировать его достоинства. Использовать средства выразительности речи и пр. для передачи своего отношения к данному объекту. Характеризовать понятие "традиция". Рассказывать о православных традициях в казачьих семьях: казак - отец, глава семьи. Казачка – мать, хранительница домашнего очага. Характеризовать понятие «воскресная школа». Сопоставлять традиции воскресной и светской школы. Характеризовать понятие «духовные святыни». Описывать святые места Кубани. 4,6 4,6 3,6 3,5 2,3 2,3 1,2 2 класс Раздел Природа моей местности Кол-во часов Темы Колво часов 1 1.Введение. Символика района, в котором я живу 13 2.Годовой исследовательский проект сезонных изменений. Часть 1: «Уж небо осенью дышало». 1 3.Формы земной поверхности моей местности. 1 4.Водоѐмы моей местности и их 1 1 Основные виды деятельности (на уровне универсальных Основные учебных действий) направления воспитательной деятельности Оценивать духовно-нравственный смысл понятия «малая 1,2 родина», Характеризовать понятия «гимн», «флаг», «герб». Анализировать символику своего района. Изображать или делать аппликацию флага и гер6а своего района. Демонстрировать знание правил поведения во время слушания гимна. Совместно с учителем и одноклассниками составлять план экскурсии. Анализировать задания экскурсионного листа. Фиксировать свои наблюдения, сопоставлять с наблюдениями одноклассников. Анализировать сезонные изменения в природе и жизни 2,6 человека. Перечислять дары осени, классифицировать их и описывать. Анализировать картины художников, составлять натюрморт из фруктов и овощей, рисовать его. Совместно с учителем и одноклассниками составлять план 2,6 экскурсии. Анализировать задания экскурсионного листа. Фиксировать свои наблюдения, сопоставлять с наблюдениями одноклассников. Характеризовать понятия: «горная» и «равнинная» часть Краснодарского края, физическая карта Краснодарского края, условные обозначения. Перечислять названия известных водоѐмов, описывать 3,6 обитатели. 5.Правила поведения у водоѐмов. 1 6.Разнообразный растительный мир моей местности. 1 7.Дикорастущие и культурные растения. 1 8.Лекарственные растения. Правила сбора и использование лекарственных растений. 1 9.Ядовитые растения. Первая помощь при отравлении ядовитыми растениями. 1 10.Животный мир моей местности. 1 11.Дикие и домашние животные. 1 занятия людей у водоѐмов. Описывать Чѐрное и Азовское моря, сравнивать их основные характеристики. Показывать моря на карте. Узнавать по описанию реку Кубань, находить и называть города, расположенные на еѐ берегах. Называть водоѐмы своей местности, составлять о них рассказ по плану. Анализировать правила поведения у водоѐмов. Перечислять названия растений своей местности. Классифицировать растения на группы. Характеризовать культурные и дикорастущие растения. Описывать растения различными способами (фактографическое описание, поэтическое). Иллюстрировать свой рассказ фотографиями или рисунками. Характеризовать понятие «лекарственные растения». Перечислять лекарственные растения, произрастающие на Кубани, анализировать правила их сбора. Описывать способы применения лекарственных растений. Характеризовать понятие «ядовитые растения». Определять их основные признаки. Перечислять действия при оказании первой помощи при отравлении растениями. Перечислять названия животных своей местности. Классифицировать их. Составлять рассказы о диких и домашних животных, искать в энциклопедической литературе необходимые сведения о них. Анализировать внешний вид и повадки животных, опираясь на художественные произведения, картины художников, скульптурные произведения. Составлять рассказ о своѐм любимом животном, иллюстрируя рисунком или фотографией. 4,6 4,6 4,6 4,6 4,6 4,6 4,6 Населенные пункты 7 12.Красная книга Краснодарского края. 1 13.Правила защитников природы. 1 14.Исследовательский проект «Растения и животные в природе и жизни людей». 1 15.Годовой исследовательский проект сезонных изменений. Часть 2.«Зимушка-зима, зима снежная была». 1 16. Улицы моего населѐнного пункта. 1 17.История образования района. 1 Анализировать, какую пользу приносят животные человеку. Знать названия некоторых растений и животных, занесѐнных в Красную книгу Краснодарского края. Слушать рассказ учителя об исчезающих животных и растениях своего района. Составлять сообщение об одном из них, иллюстрируя рассказ фотографиями и рисунками. Анализировать с одноклассниками правила защитников природы. Рисовать (делать аппликации, фотографии) условные обозначения к данным правилам в виде запрещающих и разрешающих знаков. Размещать данные знаки в районе своего дома и школы. Планировать и выполнять индивидуальный проект. Анализировать значение растений и животных в жизни человека. Создавать рекламу какому-либо изделию или продукту. Фиксировать наблюдения за погодными условиями. Перечислять признаки зимы, описывать особенности зимы в Краснодарском крае. Анализировать зимние занятия земляков. Изучать произведения художников, писателей о зиме. Называть свой населѐнный пункт, перечислять названия улиц. Называть главную улицу. Классифицировать названия по различным признакам. Называть фамилии людей, в честь которых названы улицы. Рассказывать об одном из них. Соотносить различные учреждения (образовательные, спортивные, культурные) с их местом расположения. Выстраивать вместе с учителем маршрут по улицам своего населѐнного пункта. Слушать рассказ об истории образования своего района, 4,6 6,7 6,7 6,7 1,6 1,6 Труд и быт моих земляков 9 18.Населенные пункты моего района. 19.Населенный пункт, в котором я живу. 20. Исследовательский проект «Где я могу проводить свободное время». 21. Проект «Где я могу проводить свободное время». 22.Казачья станица. Религиозные традиции моих земляков. 1 23.Особенности казачьего быта. 1 24.Уклад кубанской семьи. 1 25.Ремѐсла, распространѐнные в моѐм районе. 1 фиксировать дату образования, связанные с этим события. Называть главу района, описывать его деятельность. Характеризовать типы населенных пунктов: район, город, станица, село, хутор, аул. 1,6 1 1 1 1 1,6 Участвовать в групповом проекте, выбрав группу по 1,6,7 схожим интересам. Описывать место свободного времяпрепровождения, режим работы, направленность. 1,6,7 Характеризовать понятия «станица», «хата». Перечислять материалы для строительства хат на Кубани, объяснять их выбор. Составлять рассказ о строительстве турлучных и саманных хат. Называть храмы, культовые сооружения религиозных конфессий своей местности. Перечислять календарные православные праздники, составлять рассказ об одном из них. Перечислять и описывать предметы казачьего быта. Оценивать духовно-нравственный смысл понятия «кубанское гостеприимство». Исполнять народную песню. Составлять рецепт блюда кубанской кухни. Характеризовать понятие «кубанская семья». Рассказывать о еѐ традициях и укладе. Составлять рассказ о своей семье по плану, иллюстрируя рисунком или фотографией. Перечислять ремѐсла, распространѐнные в своей местности. Составлять рассказ об одном из предметов быта, выполненном кубанскими мастерами. 1,3,7 2,3 2,3 2,3,5 «Духовные истоки Кубани» 4 26.Труженики родной земли. 1 27.Годовой исследовательский проект сезонных изменений. Часть 3: «Ласточка с весною в сени к нам летит». Профессии и место работы членов семьи. 1 28.Мои земляки в годы Великой Отечественной войны. 29.Семья и семейные традиции 1 30.Годовой исследовательский проект сезонных изменений. Часть 4. «Здравствуй, лето». 1 31. Родная земля. Родина. Поклонные кресты. 32. Духовные родники жизни. Творческий проект «Религиозные традиции моих земляков». 1 1 1 Описывать виды деятельности жителей своего района. Перечислять основные производства, профессии своих земляков, характеризовать их деятельность. Перечислять знаменитых земляков. Определять понятие «Доска почѐта». Фиксировать наблюдения за погодными условиями. Перечислять признаки весны, описывать особенности весны в Краснодарском крае. Анализировать задания экскурсионного листа. Фиксировать свои наблюдения, сопоставлять с наблюдениями одноклассников. Перечислять предприятия, на которых побывал во время экскурсии, профессии людей, работающих на этих предприятиях, описывать деятельность одного из них. Анализировать занятия земляков весной. Изучать произведения художников, писателей о весне. Слушать рассказы о Великой Отечественной войне. Планировать беседу с родными и близкими. 2,5 Рассказывать о своей семье, используя план. Анализировать пословицы о семье. Выбирать стихотворения кубанских поэтов о семье. Выполнять индивидуальный проект. Планировать свои действия, выполнять по плану, корректировать, анализировать и оценивать полученные результаты. Характеризовать понятие "Родина", "малая родина» 1,2 Перечислять источники духовного становления человека: храм, семья, книги, традиции и др. Выполнять индивидуальный проект. Планировать свои действия, выполнять по плану, корректировать, анализировать и оценивать полученные результаты. 2,3,7 2,3,5 1,2,3 4,6 1,2 Итого 33. Красный угол. Икона. 1 34. "Нет больше той любви, чем жизнь отдать за други своя" 1 34 ч. Характеризовать понятие «красный угол». Перечислять иконы, составляющие "красный угол". Рассказывать о почитаемых иконах в православных Рассказывать о защите Родины как священном долге. Составлять рассказ о подвиге во имя жизни других людей. Слушать рассказы о святых заступниках Руси. 2,3 2,3 34 3 класс Раздел Кол-во часов Введение 1 Нет в мире краше Родины нашей 11 Темы 1.Изучаем край родной Колво часов 1 2.Рельеф Краснодарского края: возвышенности, низменности, равнины, горы. 1 3.Природные явления. 1 4.Стихийные бедствия 1 5.Водоѐмы Краснодарского края. 1 Основные виды деятельности (на уровне универсальных учебных действий) Основные направления воспитательной деятельности 1,2,7 Называть свой край. Рассказывать о том, что было изучено. Знакомиться с учебным пособием, с условными обозначениями. Характеризовать рельеф Краснодарского края. 2,6 Показывать на карте горную и равнинную части Краснодарского края. Перечислять и характеризовать природные явления, 2,3 характерные для Краснодарского края. Описывать одно их них. Составлять календарь народных примет. Перечислять и характеризовать стихийные бедствия. 4,6 Обсуждать безопасное поведение во время стихийного бедствия. Приводить примеры борьбы земляков с последствиями стихийных бедствий. Перечислять типы водоѐмов (моря, реки, озѐра, плавни, 4,6 лиманы), встречающиеся в Краснодарском крае, показывать их на карте. Без прошлого нет настоящего 10 6. Солѐные и пресные водоѐмы Краснодарского края. 7. Типы почв, распространѐнные на территории Краснодарского края. 8.Растительный и животный мир Кубани. 9.Грибы: съедобные и несъедобные. Правила сбора 10. Кубань - территория здоровья. Курорты Краснодарского края. Спорт, туризм. 1 11.Красота окружающего мира: талантливые люди о нашем крае. 12. Нет в мире краше Родины нашей (проектная работа). 1 13.Прошлое и настоящее. 1 14. «Лента времени». 1 15.Историческая карта, история на 1 1 1 1 1 1 Классифицировать водоѐмы. Составлять рассказ об одном из них с опорой на план. Описывать растительный и животный мир с опорой на карты-схемы. Сравнивать растительность и животный мир равнинной и горной частей Краснодарского края. Характеризовать понятие «культурное растение», классифицировать культурные растения. Составлять рассказ об одном из них. Называть грибы, распространѐнные на территории Краснодарского края. Рассказывать о правилах сбора. Перечислять и характеризовать курорты Краснодарского края. Показывать их на карте. Составлять сообщение об одном из курортов, используя свои наблюдения, информацию в средствах массовой информации (в том числе Интернет). Отвечать на вопросы, выполнять задания, подтверждая свои ответы текстом учебника, своими наблюдениями и исследованиями. Планировать и реализовать проект «Нет в мире краше Родины нашей». Анализировать картину художника, высказывать своѐ мнение и аргументировать его. Характеризовать понятие «лента времени». Определять последовательность исторических событий, фиксировать их на «ленте времени». 4,6 6,7 6,7 4,6,7 4,6,7 3,4,6 3,6,7 1,2 Характеризовать понятие «лента времени». 1,2 Определять последовательность исторических событий, фиксировать их на «ленте времени». Показывать на карте местонахождение древнегреческих 1,2 городов (Горгиппия и Гермонасса). карте. 16.Древние города. 1 17.Историческая карта, история на карте. Переселение казаков на Кубань. 1 18. Переселение казаков на Кубань. 1 19.С верою в сердце. 1 20.Символика Краснодарского края. История и современность. 1 21.Добрые соседи. Майкоп столица Республики Адыгея - 1 Фиксировать на «ленте времени» годы их основания. Описывать их, опираясь на иллюстрацию, энциклопедический материал. Фиксировать на «ленте времени» годы основания древних городов. Описывать их, опираясь на иллюстрацию, энциклопедический материал. Показывать на карте путь переселения казаков с опорой на текст учебника. Описывать переселение казаков по представлению. Перечислять названия первых станиц и показывать их на карте. Рассказывать историю основания своего населѐнного пункта. Чертить план (схему) своего населѐнного пункта (микрорайона, квартала, улицы), используя условные обозначения. Анализировать отличия православного храма от культовых сооружений иных религий и других архитектурных сооружений, . Рассказывать о святом (или православном празднике), во имя которого освящѐн храм (празднуется праздник) в нашем районе. Проанализировать исторические факты, предметы, традиции, отражѐнные в символике края. Знать текст гимна Краснодарского края, правила поведения во время исполнения гимна, поднятия и спуска флага. Оценивать духовно-нравственный смысл понятия «дружба народов». Показывать на карте Республику Адыгея и еѐ столицу. Описывать маршрут из своего населѐнного пункта в Майкоп. 2,3 2,3 2,3 2,3 1,2 2,3 23.Без прошлого нет настоящего (проектная работа). Казачьему роду нет переводу 8 23.Твоя родословная. 24.Ты и твоѐ имя, имена в моей семье. 25.Из истории кубанских фамилий. 26. Мама. 1 Фиксировать на «ленте времени» год его основания, год присоединения Адыгеи к России. Называть государства и субъекты РФ, с которыми граничит Краснодарский край. Отвечать на вопросы, выполнять задания, подтверждая свои ответы текстом учебника, своими наблюдениями и исследованиями. Планировать и реализовывать проект «Лента времени». Анализировать картину художника, высказывать своѐ мнение и аргументировать его Составлять рассказ об истории своей семьи с опорой на план. Рисовать генеалогическое дерево. Оформлять альбом «Моя родословная». Рассказывать о своѐм имени, о его значении. Слушать рассказы одноклассников о происхождении их имѐн. Составлять календарь с именинами родных и друзей. Анализировать кубанские фамилии, фамилии одноклассников. Рассказывать о значении своей фамилии по результатам опроса родных, изучения словарей. Делать записи в альбоме «Моя родословная». Характеризовать понятия «семейные ценности», «честь семьи и рода» с этической точки зрения. Описывать ситуации, в которых выражаются семейные ценности. Приводить примеры, когда отстаивалась честь рода, семьи, Родины. Используя различные источники информации (рассказы взрослых, материалы СМИ и пр.), составлять рассказ о подвиге солдатских матерей своего района, о матерях- 2,3,7 2,3,7 2,3,7 2,7 2,3 27.Твои земляки - труженики. 28.Кубанские умельцы 29.Народные обычаи и традиции. 30.Казачий фольклор Духовные истоки Кубани 4 31. Святые источники Кубани 32.Храмы. Внутреннее и внешнее устройство. героинях. Составлять рассказ о своей маме на основе беседы с ней. Анализировать и устанавливать связь между природноклиматическими условиями Краснодарского края и занятиями его жителей. Рассказывать об известных людях труда - земляках, опираясь на заметки в СМИ. Сочинять сказку о культурных растениях. Перечислять ремѐсла, распространѐнные на Кубани. Составлять рекламу изделиям народно-прикладного искусства. Рассказывать, какими ремѐслами владеют родные и близкие. Характеризовать народные обычаи и традиции. Анализировать взаимосвязь обычаев и традиций, пришедших из глубины веков и оставшихся в нашей жизни до сегодняшних дней. Делать записи в альбоме «Моя родословная». Перечислять основные виды фольклора, распространѐнные на Кубани. Подбирать примеры. Рассказывать правила народной игры. Делать записи в альбоме «Моя родословная». Раскрыть духовный смысл православных праздников. Характеризовать понятие «Крещение Господне». Рассказать о значении крещения. Перечислять крещенские традиции. Рассказывать об истории возникновения святых источников. Показывать карту святых источников края. Рассказывать об устройстве храма и его значение, особенностях архитектуры, иконостасе. Перечислять храмовые традиции (престольный праздник, 2,5 2,5 5,7 3,5 3,6,7 2,3 храмовая икона, памятные даты) Характеризовать понятие «именины». День небесного покровителя. Святые. Традиции имя наречения. Мерные иконы Любовь матери. Материнский труд, уважительное отношение к нему. Жизнь и материнский подвиг Пресвятой Богородицы. Многодетная семья. 33.Именины 34.Подвиг материнства (проектная работа) Итого 2,3 1,2,3 34 ч. 4 класс Раздел Кол-во часов Темы Введение 1 1.«Мой край на карте России» Береги землю родимую, как мать любимую 9 2.Природные зоны Краснодарского 1 края. 3.Кавказский биосферный заповедник. Заказники. Колво часов 1 1 Основные виды деятельности (на уровне универсальных учебных действий) Определять месторасположение Краснодарского края по 1,2 отношению к другим регионам, странам. Определять регионы - соседей Краснодарского края. Знать о видах связи (железнодорожной и воздушной) с другими регионами нашей страны. Перечислять природные зоны Краснодарского края (степи, 2,6 лесостепи, леса, субтропики, субальпийские и альпийские луга, вечные снега). Описывать одну из них. Выбирать способ исследования и определять природную зону своей местности, составлять рассказ о природной зоне своей местности, иллюстрируя его рисунками, фотографиями Определять по карте территорию Кавказского биосферного 2,6 заповедника. Рассказывать о заказниках и их значении для жизни животных. Анализировать действия земляков по сохранению лесных 4.Естественные и искусственные водоѐмы Краснодарского края. 5.Использование и охрана водоемов. 1 1 6.Типы почв. Защита и охрана почв. 1 7.Полезные ископаемые Краснодарского края. Использование полезных ископаемых. 1 8.Значение природных богатств Краснодарского края для жителей России. 1 9.Береги землю родимую, как мать 1 богатств края. Называть и показывать на карте Краснодарского края водоѐмы. Анализировать их роль в жизни людей (перевозка людей и грузов, ловля рыбы, разведение птицы, отдых людей). Определять пользу водоѐмов. Находить и обсуждать причины, которые приводят к загрязнению водоѐмов. Анализировать и определять степень своего участия в очистке водоѐмов. Характеризовать основные типы почв, распространѐнные в Краснодарском крае. Показывать территорию их распространения на картесхеме. Собирать и анализировать образцы почв. Характеризовать чернозѐмные почвы, их значение в жизни человека. Характеризовать значение почвы для человека, пользу, которую приносят почвы Краснодарского края стране. Анализировать различные меры, принимаемые в борьбе с ветровой и водной эрозией (в том числе лесополоса). Составлять письменный рассказ - заметку в газету об охране и защите почв с иллюстрациями. Перечислять полезные ископаемые и показывать их местонахождение на карте (нефть, газ, песок, глина, мергель, гипс, известняк). Описывать области применения полезных ископаемых. Показывать на карте районы, где найдены целебные источники и грязи. Характеризовать понятие «природные богатства». Анализировать их значение для жителей страны. Объяснять необходимость бережного отношения человека к природным богатствам Отвечать на вопросы, выполнять задания, подтверждая 2,6 6,7 6,7 6,7 2,6,7 любимую (проектная работа). Земля отцов - моя земля 13 10.Береги землю родимую, как мать любимую (проектная работа). 1 11.Вещественные исторические источники. История Кубани в архитектуре. 1 12.Древние жилища. Современный 1 облик края. 13.Вещи рассказывают о прошлом. 1 Предметы быта различных эпох. 14.Народные ремѐсла и промыслы на Кубани. 1 15.Одежда жителей Кубани в прошлом и настоящем. 1 свои ответы текстом учебника, своими наблюдениями и исследованиями. Планировать и реализовывать проект «Книга для гостей нашего края». Оформлять выставку плакатов «Защитим природу родного края». Анализировать скульптуру художника, высказывать своѐ мнение и аргументировать его. Исследовать и характеризовать исторические вещественные источники. Анализировать архитектуру с точки зрения вещественного исторического источника. Определять по карте Краснодарского края стоянку древнего человека. Описывать старинные архитектурные здания своего района, рассказывать об одном из них. Описывать жилища древнего человека и современника, сравнивать их. Изготавливать макеты жилищ, которые строили люди в разные времена. Делать записи в альбоме «Моя родословная». Сопоставлять предметы быта различных эпох, находить отличия и сходства с предметами кубанского быта. Лепить образцы посуды различных времѐн. Представлять современные вещи в качестве данного вида источников для будущих исследователей. Сопоставлять место проживания, географические особенности с видом народно-прикладного искусства, распространѐнного в данной местности. Составлять вопросы для интервью с народными умельцами. Наблюдать за их работой и описывать еѐ. Анализировать одежду наших предков, сопоставлять отдельные еѐ части с современными элементами. Анализировать различные национальные костюмы, 2,6,7 3,7 3,7 3,7 2,7 2,5,7 16.Письменные источники. 1 17.Устная история родного края. 18.Устное народное творчество края. 19.Обычаи и традиции народов, живущих на Кубани. 1 1 1 20.Современная административная 1 карта Краснодарского края. Районы Краснодарского края. Жизнь дана на добрые дела 7 21.Екатеринодар - Краснодар. Краснодар — административный центр Краснодарского края. 1 22.Земля отцов - моя земля (проектная работа). 1 23.Земля отцов - моя земля (проектная работа). 1 24.Просветители земли кубанской. 1 определяя черты их сходства и различия. Делать записи в альбоме «Моя родословная». Исследовать и характеризовать письменные исторические источники. Представлять современные записи в качестве данного вида источников в будущем. Определять, каким образом отразились культурноисторические традиции в устном народном творчестве. Планировать и реализовывать проект «Мы - дети Кубани» на основе изучения обычаев и традиций народностей, представители которых живут в твоей местности и учатся в данной школе. Перечислять районы Краснодарского края, выделять среди них граничащие со своим районом. Показывать их на административной карте Краснодарского края. Составлять рассказ о своем районе. Рассказывать об истории главного города Краснодарского края, используя различные исторические источники. Характеризовать понятие «административный центр». Объяснять полномочия губернатора, значение его деятельности. Отвечать на вопросы, вьшолнять задания, подтверждая свои ответы текстом учебника, своими наблюдениями и исследованиями. Планировать и реализовывать проект «Письменный исторический источник». Анализировывать картину художника, высказывать своѐ мнение и аргументировать его. Фиксировать на «ленте времени» год основания первой школы на Кубани. Сопоставлять школьные предметы, принадлежности, особенности современной школы и той, в которой учились предки. 2,3 2,3 2,5 2,3,5 1,2 1,7 1,7 1,7 2,7 25.Защитники Отечества. 1 26.Труженики полей. 1 27.Радетели земли кубанской. 1 28. Наши земляки -гордость страны. 1 29.Ты - наследник земли отцов. 1 30.Жизнь дана на добрые дела (проектная работа). 1 Анализировать причины, изменившие школу. Перечислять и рассказывать о героях Великой Отечественной войны, тыла. Планировать и реализовывать проект «Книга славы». Фиксировать на «ленте времени» дату освобождения своего населѐнного пункта от захватчиков. Составлять рассказ о людях труда. Анализировать качества учѐных-селекционеров позволивших им добиться мировой известности. Составлять статью «Герои кубанских полей» с опорой на СМИ, рассказы очевидцев, свои наблюдения. Характеризовать нравственный смысл понятий «гордость страны», «радетели земли кубанской». Составлять энциклопедическую статью об одном из выдающихся земляков, объединив статьи одноклассников, создавать энциклопедию «Радетели земли кубанской» (по выбору: о выдающихся деятелях науки, образования, искусства, культуры, космонавтах, врачах, спортсменах, политиках). Характеризовать нравственный смысл понятий «гордость страны», «радетели земли кубанской». Составлять энциклопедическую статью об одном из выдающихся земляков, объединив статьи одноклассников, создавать энциклопедию «Радетели земли кубанской» (по выбору: о выдающихся деятелях науки, образования, искусства, культуры, космонавтах, врачах, спортсменах, политиках). Определять и обосновывать цели на будущее. Сопоставлять свои цели с целями общества, в котором живѐшь. Обозначать степень ответственности за сохранение культурно-исторического наследия Отвечать на вопросы, вьшолнять задания, подтверждая свои ответы текстом учебника, своими наблюдениями и 2,3 2,3,5 2,5 2,5 2,5 2,5 Духовные истоки Кубани Итого 4 31. Библия. Библиотеки. 1 32. Культурное наследие Кубани. 1 33. Музеи - хранители материальной и духовной культур. Казачьему роду нет переводу (проектная работа). 34. Я как хранитель духовного наследия Кубани. 10 заповедей. 1 34 ч. СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения учителей предметников МБОУ СОШ № 16 от « 27 »августа 2021 г. _____________ /С.Н.Левченко/ исследованиями. Планировать и реализовывать проект «Письмо моим наследникам». Анализировать картину художника, высказывать своѐ мнение и аргументировать его. Характеризовать Евангелие – главную книга казаков. Рассказывать о возникновении библиотек при храмах и монастырях. Рассказывать о православных традициях в музыкальных, художественных, литературных произведения известных, талантливых земляков Характеризовать нравственный смысл духовных сокровищ краеведческих, художественных музеев. Составить рассказ о литературном музее г. Краснодара – сокровищнице старинных духовных и исторических книг. Итоговый урок: подведение итогов исследовательских проектов. Планировать и реализовать проект «Моя семья в истории Кубани». 1 34 ч. СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по учебной работе МБОУ СОШ №16 _______ /Т.В.Лавринова/ «27»августа 2021 г. 2,7 2,3 2,3,7 2,3,7