Муниципальное образование Павловский район Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 16 имени Героя Советского Союза Константина Иосифовича Недорубова станицы Украинской _________________________________________________________________ УТВЕРЖДЕНО решением педагогического совета МБОУ СОШ № 16 от 31.08.2021 протокол № 1 Председатель ___________И.Н.Сосновая РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По литературному чтению на родном (русском) языке Уровень образования(класс) начальное общее образование , 1-4 классы Количество часов 28 часов Учитель, разработчик программы: Левченко Светлана Николаевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 16 им. К.И.Недорубова ст.Украинской Программа разработана в соответствии с ФГОС начального общего образования Программа разработана с учетом Примерной программы по учебным предметам «Литературное чтение на родном (русском) языке» для общеобразовательных организаций, реализующих программы начального общего образования ГБОУ ДПО «Институт развития образования» Краснодарского края, 2021 г. УМК: «Литературное чтение на родном (русском) языке» О.М.Александрова, М.И.Кузнецова 1-4 классы, Москва: «Просвещение» 2021 г. 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные: 1.Гражданско-патриотическое воспитание: — становление ценностного отношения к своей Родине — России; — осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности; — сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; — уважение к своему и другим народам; — первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно этических нормах поведения и правилах межличностных отношений; 2.Духовно-нравственное воспитание: — признание индивидуальности каждого человека; — проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; 3. Эстетическое воспитание: понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ; — приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений фольклора и художественной литературы; проявление интереса к разным видам искусства, готовность выражать своѐ отношение в разных видах художественной деятельности. 4.Экологическое воспитание: — бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных, отражѐнных в литературных произведениях; - неприятие действий, приносящих ей вред. 5.Физическое воспитание, формирование культуры здоровья эмоционального благополучия: — соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной); — бережное отношение к физическому и психическому здоровью. — 6.Трудовое воспитания: — осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям; 7. Ценности научного познания: — первоначальные представления о научной картине мира; — познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ Регулятивные Учащиеся научатся: ● планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; ● определять наиболее эффективные способы достижения результата; овладение начальными формами познавательной и личностной рефлексии. Познавательные Учащиеся научатся: ● различным способам решения проблем творческого и поискового характера; ● использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами, совершенствование умения готовить свое выступление, соблюдая нормы этики и этикета; Коммуникативные Учащиеся научатся: ● слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; ● определять общую цель и пути ее достижения, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; Обучающиеся получат возможность научиться: ● ● ● ● выбирать задание, тему проекта из предложенных, основываясь на своих интересах; знакомиться с новой книгой, ее автором, названием, иллюстрациями; внимательно слушать собеседника и оценивать его высказывание; сравнивать свой ответ с ответами одноклассников. ПРЕДМЕТНЫЕ К концу первого года изучения учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» обучающийся научится: ● совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: читать вслух, владеть элементарными приемами интерпретации художественных текстов; ● применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста; ● читать наизусть стихотворные произведения по собственному выбору. Обучающийся получит возможность научиться: создавать серии иллюстраций с короткими устными текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения. К концу второго года изучения учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» обучающийся научится: ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, соотносить поступки героев с нравственными нормами; владеть элементарными представлениями о национальном своеобразии метафор, олицетворений, эпитетов и видеть в тексте данные средства художественной выразительности; совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными приемами интерпретации художественных и учебных текстов; применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст; обогащать собственный круг чтения. Обучающийся получит возможность научиться: ● соотносить впечатления от прочитанных (прослушанных) произведений с впечатлениями от других видов искусства; ● пересказывать литературное произведение от имени одного из действующих лиц. К концу третьего года изучения учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» обучающийся научится: ● осознавать коммуникативно-эстетические возможности русского языка на основе изучения произведений русской литературы; ● осознавать значимость чтения русской литературы для познания мира, национальной истории и культуры; ● давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; ● совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными приемами интерпретации и анализа художественных, научно-популярных и учебных текстов; ● применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст; ● передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого); ● пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации. Обучающийся получит возможность научиться: ● воспринимать художественную литературу как один из видов искусства, соотносить впечатления от прочитанных (прослушанных) произведений с впечатлениями от других видов искусства; ● создавать проекты в виде текста или презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями; К концу четвертого года изучения учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» обучающийся научится: ● осознавать значимость чтения русской литературы для личного развития; для познания себя, для культурной самоидентификации; ● определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста; ● совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научнопопулярных и учебных текстов; ● применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст; передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого); ● составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов); ● самостоятельно выбирать интересующую литературу, формировать и обогащать собственный круг чтения; ● пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации. Обучающийся получит возможность научиться: ● воспринимать художественную литературу как один из видов искусства, соотносить впечатления от прочитанных (прослушанных) произведений с впечатлениями от других видов искусства; ● писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва; ● создавать проекты в виде текста или презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями. 2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ ЯЗЫКЕ (РУССКОМ)» ● Виды речевой и читательской деятельности ● Аудирование (слушание) ● Восприятие на слух и понимание художественных произведений, отражающих национально-культурные ценности, богатство русской речи; умения отвечать на вопросы по воспринятому на слух тексту и задавать вопросы по содержанию воспринятого на слух текста. ● Чтение ● Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения, позволяющим осознать текст). Соблюдение орфоэпических норм чтения. Передача с помощью интонирования смысловых особенностей разных по виду и типу текстов. ● Чтение про себя. Осознание при чтении про себя смысла доступных по объему и жанру произведений. Понимание особенностей разных видов чтения. ● Чтение произведений устного народного творчества: русский фольклорный текст как источник познания ценностей и традиций народа. Чтение текстов художественных произведений, отражающих нравственноэтические ценности и идеалы, значимые для национального сознания и сохраняющиеся в культурном пространстве на протяжении многих эпох: любовь к Родине, вера, справедливость, совесть, сострадание и др. Черты русского национального характера: доброта, бескорыстие, трудолюбие, честность, смелость и др. Русские национальные традиции: единение, взаимопомощь, открытость, гостеприимство и др. Семейные ценности: лад, любовь, взаимопонимание, забота, терпение, почитание родителей. Отражение в русской литературе культуры православной семьи. ● Мир русского детства: взросление, особенность отношений с окружающим миром, взрослыми и сверстниками; осознание себя как носителя и продолжателя русских традиций. Эмоционально-нравственная оценка поступков героев. ● Понимание особенностей русской литературы: раскрытие внутреннего мира героя, его переживаний; обращение к нравственным проблемам. Поэтические представления русского народа о мире природы (солнце, поле, лесе, реке, тумане, ветре, морозе, грозе и др.), отражение этих представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе. Сопоставление состояния окружающего мира с чувствами и настроением человека. ● Чтение информационных текстов: историко-культурный комментарий к произведениям, отдельные факты биографии авторов изучаемых текстов. ● Говорение (культура речевого общения) ● Диалогическая и монологическая речь. Участие в коллективном обсуждении прочитанных текстов, доказательство собственной точки зрения с опорой на текст; высказывания, отражающие специфику русской художественной литературы. Пополнение словарного запаса. Воспроизведение услышанного или прочитанного текста с опорой на ключевые слова, иллюстрации к тексту (подробный, краткий, выборочный пересказ текста). ● Соблюдение в учебных ситуациях этикетных форм и устойчивых формул‚ принципов этикетного общения, лежащих в основе национального речевого этикета. ● Декламирование (чтение наизусть) стихотворных произведений по выбору учащихся. ● Письмо (культура письменной речи) ● Создание небольших по объему письменных высказываний по проблемам, поставленным в изучаемых произведениях. ● Библиографическая культура ● Выбор книг по обсуждаемой проблематике, в том числе с опорой на список произведений для внеклассного чтения, рекомендованных в учебнике. Использование соответствующих возрасту словарей и энциклопедий, содержащих сведения о русской культуре. ● Круг чтения ● Произведения русского устного народного творчества; произведения классиков русской литературы XIX–ХХ вв. и современной отечественной литературы, отражающие национально-культурные ценности и традиции русского народа, особенности его мировосприятия. Основные темы детского чтения: художественные произведения о детстве, о становлении характера, о Родине, о выдающихся представителях русского народа (первооткрывателях, писателях, поэтах, художниках, полководцах), о праздниках, значимых для русской культуры, о детских фантазиях и мечтах. ● Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение) ● Жанровое разнообразие изучаемых произведений: малые и большие фольклорные формы; литературная сказка; рассказ, притча, стихотворение. Прозаическая и поэтическая речь; художественный вымысел; сюжет; тема; герой произведения; портрет; пейзаж; ритм; рифма. Национальное своеобразие сравнений и метафор; их значение в художественной речи. ● Творческая деятельность обучающихся (на основе изученных литературных произведений) ● Интерпретация литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование; создание собственного устного и письменного текста на основе художественного произведения с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов); с опорой на серию иллюстраций к произведению, на репродукции картин русских художников. ● ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ПРОИЗВЕДЕНИЙ, ● РЕАЛИЗУЮЩИХ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ1 ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● 1 Первый год обучения (7 ч) 1 КЛАСС РАЗДЕЛ 1. МИР ДЕТСТВА (4 ч) Я и книги (1 ч) Не красна книга письмом, красна умом С. А. Баруздин. «Самое простое дело». Л. В. Куклин. «Как я научился читать» (фрагмент). Н. Н. Носов. «Тайна на дне колодца» (фрагмент главы «Волшебные сказки»). Я взрослею (2 ч) Без друга в жизни туго Пословицы о дружбе. Н. К. Абрамцева. «Цветы и зеркало». И. А. Мазнин. «Давайте будем дружить друг с другом» (фрагмент). С. Л. Прокофьева. «Самый большой друг». Не тот прав, кто сильный, а тот, кто честный Пословицы о правде и честности. В. А. Осеева. «Почему?» Л. Н. Толстой. «Лгун». Я фантазирую и мечтаю (1 ч) Необычное в обычном С целью развития навыка восприятия художественных произведений на слух ряд текстов, включенных в программу, читает педагог. ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● А. Иванов. «Снежный заповедник» (фрагмент). В. В. Лунин. «Я видела чудо». М. М. Пришвин. «Осинкам холодно». А. С. Пушкин. «Ещѐ дуют холодные ветры». РАЗДЕЛ 2. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ (3 ч) Что мы Родиной зовѐм (1 ч) С чего начинается Родина? Ф. П. Савинов. «Родное» (фрагмент). П. А. Синявский. «Рисунок». К. Д. Ушинский. «Наше Отечество». О родной природе (1 ч) Сколько же в небе всего происходит Русские народные загадки о солнце, луне, звѐздах, облаках. И. А. Бунин. «Серп луны под тучкой длинной…» С. В. Востоков. «Два яблока». В. М. Катанов. «Жар-птица». А. Н. Толстой. «Петушки». Второй год обучения (7 ч) 2 КЛАСС РАЗДЕЛ 1. МИР ДЕТСТВА (4 ч) Я и книги (1 ч) Не торопись отвечать, торопись слушать О. С. Бундур. «Я слушаю». Е. Н. Егорова. «Детство Александра Пушкина» (глава «Нянины сказки»). Т. А. Луговская. «Как знаю, как помню, как умею» (фрагмент). ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● Я взрослею (1 ч) Как аукнется, так и откликнется Пословицы об отношении к другим людям. В. В. Бианки. «Сова». Л. И. Кузьмин. «Дом с колокольчиком». Я и моя семья (1 ч) Семья крепка ладом С. Г. Георгиев. «Стрекот кузнечика». В. В. Голявкин. «Мой добрый папа» (фрагмент). М. В. Дружинина. «Очень полезный подарок». Л. Н. Толстой. «Отец и сыновья». Я фантазирую и мечтаю (1 ч) Мечты, зовущие ввысь Н. К. Абрамцева. «Заветное желание». Е. В. Григорьева. «Мечта». Л. Н. Толстой. «Воспоминания» (глава «Фанфаронова гора»). РАЗДЕЛ 2. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ (3 ч) Родная страна во все времена сынами сильна (1 ч) Люди земли русской В. А. Бахревский. «Виктор Васнецов» (глава «Рябово»). М. А. Булатов, В. И. Порудоминский. «Собирал человек слова… Повесть о В. И. Дале» (фрагмент). М. Л. Яковлев. «Сергий Радонежский приходит на помощь» (фрагмент). Народные праздники, связанные с временами года (1 ч) Хорош праздник после трудов праведных Песни-веснянки. Л. Ф. Воронкова. «Девочка из города» (глава «Праздник весны»). ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● В. А. Жуковский. «Жаворонок». А. С. Пушкин. «Птичка». И. С. Шмелѐв. «Лето Господне» (фрагмент главы «Масленица»). О родной природе (1 ч) К зелѐным далям с детства взор приучен Русские народные загадки о поле, цветах. Ю. И. Коваль. «Фарфоровые колокольчики». И. С. Никитин. «В чистом поле тень шагает». М. С. Пляцковский. «Колокольчик». В. А. Солоухин. «Трава» (фрагмент). Ф. И. Тютчев. «Тихой ночью, поздним летом…» Третий год обучения (7 ч) 3 КЛАСС РАЗДЕЛ 1. МИР ДЕТСТВА (4 ч) Я и книги (1 ч) Пишут не пером, а умом В. И. Воробьев. «Я ничего не придумал» (глава «Мой дневник»). В. П. Крапивин. Сказки Севки Глущенко (глава «День рождения»). Я взрослею (1 ч) Жизнь дана на добрые дела Пословицы о доброте. Ю. А. Буковский. «О Доброте — злой и доброй». Л. Л. Яхнин. «Последняя рубашка». Я и моя семья (1 ч) В дружной семье и в холод тепло ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● О. Ф. Кургузов. «Душа нараспашку». А. Л. Решетов. «Зернышки спелых яблок» (фрагмент). В. М. Шукшин. «Как зайка летал на воздушных шариках» (фрагмент). Я фантазирую и мечтаю (1 ч) Детские фантазии В. П. Крапивин. «Брат, которому семь» (фрагмент главы «Зелѐная грива»). Л. К. Чуковская. «Мой отец — Корней Чуковский» (фрагмент). РАЗДЕЛ 2. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ (3 ч) Родная страна во все времена сынами сильна (1 ч) Люди земли русской О. М. Гурьян. «Мальчик из Холмогор» (фрагмент). Н. М. Коняев. «Правнуки богатырей» (фрагмент). О. П. Орлов. «Возвращайся к нам, Маклай» (глава «Как Маклай ходил в дальнюю деревню»). От праздника к празднику (1 ч) Всякая душа празднику рада А. И. Куприн. «Пасхальные колокола» (фрагмент). С. Чѐрный. «Пасхальный визит» (фрагмент). О родной природе (1 ч) Неразгаданная тайна — в чащах леса… Русские народные загадки о лесе, реке, тумане. В. П. Астафьев. «Зорькина песня» (фрагмент). В. Д. Берестов. «У реки». И. С. Никитин. «Лес». К. Г. Паустовский. «Клад». М. М. Пришвин. «Как распускаются разные деревья». И. П. Токмакова. «Туман». ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● Четвѐртый год обучения (7 ч) 4 КЛАСС РАЗДЕЛ 1. МИР ДЕТСТВА (4 ч) Я и книги (1 ч) Испокон века книга растит человека С. Т. Аксаков. «Детские годы Багрова-внука» (фрагмент главы 29 «Последовательные воспоминания»). Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Из далѐкого прошлого» (глава «Книжка с картинками»). Ю. Н. Тынянов. «Пушкин» (фрагмент). С. Т. Григорьев. «Детство Суворова» (фрагмент). Я взрослею (1 ч) Скромность красит человека Пословицы о скромности. Е. В. Клюев. «Шагом марш». И. П. Токмакова. «Разговор татарника и спорыша». Я и моя семья (1 ч) Такое разное детство Е. Н. Верейская. «Три девочки» (фрагмент). М. В. Водопьянов. «Полярный лѐтчик (главы «Маленький мир», «Мой первый «полет»). О. В. Колпакова. «Большое сочинение про бабушку» (главы «Про печку», «Про чистоту»). К. В. Лукашевич. «Моѐ милое детство» (фрагмент). Я фантазирую и мечтаю (1 ч) Придуманные миры и страны Т. В. Михеева. «Асино лето» (фрагмент). В. П. Крапивин. «Голубятня на желтой поляне» (фрагменты). РАЗДЕЛ 2. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ (3 ч) Родная страна во все времена сынами сильна (1 ч) ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● Люди земли русской Е. В. Мурашова. «Афанасий Никитин» (глава «Каффа»). Ю. М. Нагибин. «Маленькие рассказы о большой судьбе» (глава «В школу»). Что мы Родиной зовѐм (1 ч) Широка страна моя родная А. С. Зеленин. «Мамкин Василѐк» (фрагмент). А. Д. Дорофеев. «Веретено». В. Г. Распутин. «Саяны». Сказ о валдайских колокольчиках. О родной природе (1 ч) Под дыханьем непогоды Русские народные загадки о ветре, морозе, грозе. А. Н. Апухтин. «Зимой». В. Д. Берестов. «Мороз». А. Н. Майков. «Гроза». Н. М. Рубцов. «Во время грозы». 3.Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы 1 класс Раздел Коли честв о часов Темы, раздел входящие в Колич ество часов Мир детства 4 Не красна книга 1 письмом, красна умом Основные виды деятельности (на уровне универсальных Основные учебных действий) направления воспитатель ной деятельности Ориентироваться в учебнике. Находить нужную 1, 2,3,4 главу в содержании учебника. Понимать условные обозначения, использовать их при выполнении Без друга в жизни туго. 1 Не тот прав, кто 1 сильный, а тот, кто честный Необычное в обычном 1 Россия - 3 Родина моя С чего Родина? начинается 2 Сколько же в небе 1 всего происходит Итого заданий. Предполагать на основе названия содержаниеглавы. Находить в словаре непонятные слова. Прогнозировать содержание раздела. Подбирать книги на выставку в соответствии с темой раздела, рассказывать о ней в соответствии с коллективно составленным планом, обсуждать прочитанное. Выбирать нужную книгу по заданным параметрам. Читать известную сказку плавно, целыми словами, при повторении читать выразительно, воспринимать на слух художественное произведение. Воспринимать на слух художественное произведение. Учиться работать в паре, обсуждать прочитанное, договариваться другс другом; использовать речевой этикет; проявлять внимание друг кдругу. Читать произведение с выражением. 1,2,5,7 1, 2,3, 6 1,3,5,7 1,2,5,7 7ч. 2 класс Раздел Коли честв о часов Темы, раздел входящие Мир детства 4 Я и книги 1 Я взрослею 1 Я и моя семья Я фантазирую мечтаю в Колич ество часов 1 и 1 Основные виды деятельности (на уровне универсальных Основные учебных действий) направления воспитатель ной деятельности 1, 2,3,4 Прогнозировать содержание раздела. Подбирать книги на выставку в соответствии с темой раздела, рассказывать о ней в соответствии с 1,2,5,7 коллективно составленным планом, обсуждать прочитанное. Выбирать нужнуюкнигу по заданным 1, 2,3, 6 параметрам. Читать известную сказку плавно, целыми 1,3,5,7 словами, при повторении читать выразительно, воспринимать на слух художественное произведение. Анализировать представленный в учебнике картинный план. Соотносить иллюстрацию ссодержанием текста. Россия — 3 Родина моя Рассказывать сказку на основе картинного плана. Отвечать на вопросы по содержанию произведения. Называть героев сказки и причины совершаемых ими поступков, давать их нравственную оценку. Пересказывать сказку подробно на основе картинного плана и по памяти. Сравнивать народную и литературную сказку. Характеризовать героя художественного текста на основе поступков. Рассказывать содержание текста с опорой на иллюстрации. Оценивать свой ответ в соответствии с образцом. Планировать возможный вариантисправления допущенных ошибок. Воспринимать на слух художественное произведение. Читать вслух лирические стихотворения, передавая настроение. Учиться работать в паре, обсуждать прочитанное, договариваться друг с другом ,самостоятельно оценивать свои достижения. Родная страна во все 1 времена сынами сильна Народные праздники, 1 связанные с временами года О родной природе 1 Итого 1,2,4 1, 3,4 1, 3,4,7 7ч. 3 класс Раздел Коли честв о часов Темы, раздел Мир детства 4 Пишут не пером, а умом Жизнь дана на добрые дела В дружной семье и в холод тепло Детские фантазии 1 Люди земли русской 1 Россия — 3 входящие в Колич ество часов 1 1 1 Основные виды деятельности (на уровне универсальных Основные учебных действий) направления воспитатель ной деятельности 1, 2,3,4 Читать осознанно текст художественного произведения, пересказывать текст ; делить текст на 1,2,5,7 смысловые части; создавать небольшой устный текст на заданнуютему; выполнять словесное рисование картин 1, 2,3, 6 природы; различать элементы книги; различать жанры;приводить примеры произведений фольклора; 1,3,5,7 различать сказки народные и авторские; составлять простой план. 1, 2,4,6 Знать основное содержание текста. Уметь подбирать Родина моя эпизоды из текста к иллюстрациям; определять мотивы поведения героевпутем выбора правильного ответа из ряда предложений; оценивать события, героев произведения; определять тему и главную мысль произведения; делить текст на смысловые части; определять характер текста по заглавию. Всякая душа празднику 1 рада Неразгаданная тайна — 1 в чащах леса… Итого 1, 2,4,6 1, 2,4,6 7 ч. 4 класс Раздел Коли честв о часов Темы, раздел Мир детства 4 Испокон века книга растит человека Скромность красит человека Такое разное детство Придуманные миры и страны 1 Люди земли русской 1 Россия — 3 Родина моя входящие в Колич ество часов 1 1 1 Широка страна моя 1 родная Под дыханьем 1 непогоды Основные виды деятельности (на уровне универсальных Основные учебных действий) направления воспитатель ной деятельности 1, 2,3,4 Знать основное содержание текста. Уметь подбирать эпизоды из текста к иллюстрациям; определять мотивы 1,2,5,7 поведения героевпутем выбора правильного ответа из ряда предложений; оценивать события, героев произведения; 1, 2,3, 6 определять тему и главную мысль произведения; делить 1,3,5,7 текст на смысловые части; определять характер текста по заглавию. Прогнозировать содержание 1, 2,4,6 раздела. Планировать работу с произведениями на уроке, используя условные обозначения. Читать и воспринимать на слух произведения. Читать стихи 1, 2,4,6 выразительно, передавая чувство гордости за своих предков. Понимать особенности поэтического текста. 1, 2,4,6 Рассказывать о своей Родине, используя прочитанные произведения. Предполагать содержание произведения по его названию. Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу. Составлять рассказы о Родине, передавая свои чувства, свое отношение к Родине. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Итого 7ч. СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения учителей предметников МБОУ СОШ № 16 от « 27 »августа 2021 г. _____________ /С.Н.Левченко/ СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по учебной работе МБОУ СОШ №16 _______ /Т.В.Лавринова/ «27»августа 2021 г.