Принято на Педагогическом совете МАОУ СОШ № 16 им.К.И.Недорубова ст.Украинской Протокол № _1__ от «_30__» _08.2023__ г. число, месяц, год «Утверждаю» Директор МАОУ СОШ № 16 им.К.И.Недорубова ст.Украинской _________Сосновая И.Н. Приказ № _175-о от «__30_» 08.2023_____ г. число, месяц, год Положение о социально-психологической службе в МАОУ СОШ №16 им.К.И.Недорубова ст.Украинской 1. Общие положения 1.1. Настоящее «Положение о социально-психологической службе в МАОУ СОШ № 1 6 (далее - Положение) разработано в соответствии с: • международными актами в области защиты прав детей и молодежи, в том числе «Конвенцией о правах ребенка» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990); • Конституцией РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020); • Конвенцией о борьбе с дискриминацией в области образования (14 декабря 1960 года); • Семейным кодексом Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 31.07.2023) (с дальнейшими изм. и доп.); • Законом РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», от 02.07.1992 N 3185-1 (последняя редакция); • Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», от 24.07.1998 N 124-ФЗ (последняя редакция), принятом Государственной Думой 3 июля 1998 года; • Федеральным законом от 10.04.2000 № 51-ФЗ (ред. от 26.06.2007) "Об утверждении Федеральной программы развития образования"; • Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ от 29.12.2012 (с изменениями от 24.06.2023г.); • другими указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, в том числе Типовыми положениями об образовательных учреждениях различного типа, принятых постновлениями Правительства РФ, в том числе Приказ Минобразования РФ от 22 октября 1999 г. № 636 «Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации»; • Уставом МАОУ СОШ № 16 (далее – образовательное учреждение ОУ). 1.2. Социально-психологическая служба осуществляет свою деятельность в ОУ в соответствии с настоящим Положением. 1.3. Социально-психологическая служба является структурным подразделением ОУ и нацелена на: - оказание содействия в решении проблем обучающихся из социально не защищенных семей, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в отношении которых установлена опека или попечительство, дезадаптированным детям и детям с девиантным поведением; - организационно-воспитательное, профилактическое и коррекционное воздействие на обучающихся, состоящих на внутришкольном учете и учете в инспекции по делам несовершеннолетних. 1.4. Деятельность службы осуществляется в тесном контакте с родителями (законными представителями) детей, обучающихся в ОУ. 2. Цели и задачи социально-психологической службы 2.1. Цель социально-психологической службы направлена на создание гуманной воспитательной среды в ОУ, сохранение психологического здоровья и обеспечение полноценного психологического и социального развития. 2.2. Задачи социально-психологической службы: - обеспечение социально-психологических условий для успешного обучения и развития личности ребенка, ее социализации и профессионального становления; - осуществление социальной опеки и защиты прав и интересов несовершеннолетних и особенно тех детей, которые находятся в трудной жизненной ситуации; - изучение социально-психологических проблем воспитательной деятельности, стиля руководства учебно-воспитательным процессом, выявлении ошибок с целью предотвращения их негативного влияния на жизнедеятельность учебного заведения; - содействие укреплению взаимопонимания и взаимодействия между субъектами воспитательного процесса; - развитие индивидуальных интересов и потребностей детей, способствующих их нравственному становлению, как социально-значимой личности; - проведение консультативно-просветительской работы среди обучающихся, педагогических работников, родителей; - психологическое сопровождение социального и личностного развития обучающихся в процессе учебной деятельности. 2.3. Направления работы социально-психологической службы Работа социально-психологической службы осуществляется по следующим направлениям: Психодиагностическое: - выявление общих и частных социально-психологических проблем, имеющих место в классах, в ОУ (наблюдение, анкетирование, собеседование); - изучение и диагностика индивидуальных особенностей обучающихся, групп обучающихся; - изучение особенностей, интересов, потребностей, материального положения, семейных взаимоотношений. Психокоррекционное: - работа с неблагополучными обучающимися по корректированию отклоняющегося поведения и изменению воспитательной среды; - работа по социальной помощи и защите различных категорий детей (инвалидов, сирот, детей из многодетных семей, детей из неблагополучных семей, детей из малообеспеченных семей); - оказание психологической помощи и поддержки обучающимся, преподавателям, родителям (законным представителям) в решении личностных, профессиональных и других проблем. Информационно-просветительское: - руководство профилактической деятельностью; - методическая учеба (семинары, консультации, вебинары, тренинги, методические объединения); - координация деятельности и контроля в профилактических целях; - организация правовой информированности детей, родителей, педагогов; - повышение психологической компетентности педагогов, обучающихся и их родителей. Профориентационное: - активизация процесса формирования психологической и социальной готовности обучающихся к профессиональному и социальному самоопределению. Психопрофилактическое: - разработка и реализация программ по профилактике правонарушений, употребления психоактивных веществ, суицидального поведения; - пропаганда здорового образа жизни (участие в районных мероприятиях, организация школьных дел, пропагандирующих здоровый образ жизни); - профилактика и коррегирование негативной воспитательной среды (работа с неблагополучными семьями); - работа по сохранению положительного семейного воспитания; - использование возможностей органов образования, правоохранительных органов, прокуратуры, органов здравоохранения, общественных организаций для решения школьных проблем; - принятие мер к взрослым, вовлекающим подростков в противоправные дела, жестоко обращающимися с детьми. 3. Функции социально-психологической службы 3.1. Аналитическая – предполагает анализ сложившегося социально-психологического климата учебного заведения и определения критериев, способствующих формированию комфортных условий развития и саморазвития личности, а также анализ проблем и потребностей обучающихся, воспитанников, педагогов, родителей при планировании учебновоспитательного процесса и социально-педагогической деятельности. 3.2. Исследовательская – направлена на изучение реальной деятельности личности, микрогрупп, учебных групп, коллектива учебного заведения в целом. Она также включает оценку влияния условий социума на отдельную личность, проведение диагностики свойств личности, изучение нравственно-психологического климата учебного заведения. 3.3. Прогностическая – основывается на составлении прогнозов развития негативных и позитивных сторон личности, группы, микросоциальной среды по результатам анализа, запросов педагогов, родителей и детей. 3.4. Консультативная – включает консультирование участников учебной деятельности по проблемам, возникающим в процессе социального становления и развития личности. 3.5. Коррекционно-развивающая – осуществляется на материале ранее проведенных наблюдений и диагностических исследованиях. 3.6. Защитно-опекунская – направлена на оказание помощи обучающимся, охрану их психофизического, нравственного здоровья и поддержку подростков, нуждающихся в опеке и попечительстве, в защите прав и интересов детей в различных инстанциях (педсовет, совет по профилактике, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, суд, прокуратура и т.д.). 3.7. Профилактическая – основывается на взаимодействии педагогических работников с целью выработки единого комплексного подхода к разрешению ситуаций, связанных с проблемами употребления психо-активных веществ, профилактики суицидального и асоциального поведения. 4. Структура социально-психологической службы 4.1. Непосредственное руководство социально-психологической службой осуществляет директор ОУ. 4.2. В состав социально-психологической службы входят: - заместитель директора по воспитательной работе; - педагог-психолог; - социальный педагог; - классные руководители (участвуют по необходимости); - учителя-предметники (участвуют по необходимости). 5. Права, обязанности и ответственность сотрудников социально-психологической службы 5.1. В своей профессиональной деятельности педагог-психолог и социальный педагог обязаны: - руководствоваться нормативными документами; - рассматривать вопросы и принимать решения строго в границах своей профессиональной компетенции. Не брать на себя решение вопросов, не выполнимых с точки зрения современного состояния социальной и психологической науки и практики, а также находящихся в компетенции специалистов другого профиля; - знать новейшие достижения психологической науки в целом, а также детской, подростковой педагогической психологии. Применять современные научно-практические обоснованные методы диагностической, развивающей, психокоррекционной работы. Постоянно повышать свою профессиональную квалификацию; - препятствовать проведению диагностической, психокоррекционной и других видов работ некомпетентными лицами, не обладающими соответствующей профессиональной подготовкой; - в решении всех вопросов исходить из интересов обучающихся, задач его полноценного психического развития; - выполнять указания и рекомендации о задачах и методах работы лишь со стороны соответствующих специалистов. 5.2. Педагог-психолог обязан: - выполнять распоряжения администрации ОУ, если эти распоряжения не находятся в противоречии с психологической наукой и практикой и если их выполнение обеспечено наличием у него соответствующих профессиональных возможностей и средств; - оказывать необходимую помощь администрации и педагогическому коллективу ОУ в решении проблем, связанных с обеспечением полноценного психического развития обучающихся, индивидуального подхода к каждому из них; - оказывать необходимую и возможную помощь детям при решении их индивидуальных проблем. В решении всех вопросов учитывать конкретные обстоятельства и руководствоваться принципом «не навреди», т.е. принимать решения и вести работу в формах, исключающих возможность нанесения вреда здоровью, чести, достоинству, педагогов или третьих лиц; - хранить профессиональную тайну: не распространять сведения, полученные в результате диагностической и консультативной работы, если ознакомление с ними не является необходимым для осуществления педагогического аспекта психокоррекции и может нанести ущерб обучающемуся или его окружению; - работать в тесном контакте с администрацией и педагогическим коллективом ОУ; - вести запись и регистрацию всех видов работ. С соблюдением сроков и форм отчитываться о результатах своей деятельности за определенный период; - принимать участие в педсоветах, психолого-педагогических консилиумах, заседаниях методических объединений и т. д.; - посещать уроки и внеклассные мероприятия с целью проведения наблюдений за поведением и деятельностью обучающихся; - знакомиться с необходимой для работы педагогической документацией; - проводить в ОУ групповые и индивидуальные социальные и психологические исследования (в соответствии с запросами); - выступать с обобщением опыта своей работы в научных и научно-популярных изданиях; - вести работу по пропаганде психолого-педагогических знаний путем лекций, бесед, выступлений, тренингов и др.; - обращаться в случае необходимости через администрацию ОУ с ходатайствами в соответствующие организации по вопросам, связанным с оказанием помощи школьнику; - участвовать в курировании социально- психологической практики студентов колледжей, вузов и т.д.; - определять и выбирать направления и формы повышения квалификации в соответствии с собственными профессиональными потребностями. 5.3. Педагог-психолог и социальный педагог имеют право: - самостоятельно формулировать конкретные задачи работы с детьми и взрослыми, выбирать формы и методы этой работы, решать вопрос об очередности проведения различных видов работ, выделении приоритетных направлений работы в определенный период. 5.4. Ответственность работников социально-психологической службы Педагог-психолог и социальный педагог несут персональную ответственность за правильность психологического диагноза, адекватность используемых методов, обоснованность данных рекомендаций. Педагог-психолог и социальный педагог несут установленную законом ответственность за конфиденциальность исследований, сохранность протоколов обследований, документации исследований, оформление их в установленном порядке. 6. Содержание деятельности социально-психологической службы 6.1. Создание банка информации, социально-психологических методик. 6.2. Осуществление социально-педагогическо-психологического консультирования, просвещения обучающихся, родителей (законных представителей), педагогов. 6.3. Координация взаимодействия педагога-психолога, социального педагога с педагогами, классными руководителями, обучающимися, родителями (законными представителями). 6.4. Разработка методических рекомендаций. 6.5. Диагностика уровня психологического развития детей и подростков. 6.6. Изучение отклонений в развитии личности ребенка. 6.7. Комплексная социально-педагогическая и психологическая диагностика сложности адаптации обучающихся и отклонений в их развитии и поведении. 6.8. Индивидуальное целевое консультирование детей, педагогов, родителей. 6.9. Разрешение конфликтных ситуаций. 6.10. Разработка и осуществление мер индивидуальной социально-педагогической и психологической коррекции. 6.11. Консультации по социальным вопросам. 6.12. Работа с детьми, родителями, требующими повышенного внимания педагогов. 6.13. Социальное партнерство со специализированными и заинтересованными учреждениями, общественностью. 7. Заключительные положения 7.1. Настоящее Положение принимается на Педагогическом совете ОУ, вступает в силу с момента утверждения и действует до его изменения или отмены. 7.2. Положение подлежит размещению на официальном сайте ОУ.