Социально психологическая служба

Принято
на Педагогическом совете
МАОУ СОШ № 16
им.К.И.Недорубова ст.Украинской
Протокол № _1__ от «_30__» _08.2023__ г.
число, месяц, год

«Утверждаю»
Директор МАОУ СОШ № 16
им.К.И.Недорубова ст.Украинской
_________Сосновая И.Н.
Приказ № _175-о от «__30_» 08.2023_____ г.
число, месяц, год

Положение
о социально-психологической службе в МАОУ СОШ №16
им.К.И.Недорубова ст.Украинской
1. Общие положения
1.1. Настоящее «Положение о социально-психологической службе в МАОУ СОШ № 1 6
(далее - Положение) разработано в соответствии с:
• международными актами в области защиты прав детей и молодежи, в том числе
«Конвенцией о правах ребенка» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989)
(вступила в силу для СССР 15.09.1990);
• Конституцией РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями,
одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020);
• Конвенцией о борьбе с дискриминацией в области образования (14 декабря 1960 года);
• Семейным кодексом Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от
31.07.2023) (с дальнейшими изм. и доп.);
• Законом РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»,
от 02.07.1992 N 3185-1 (последняя редакция);
• Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской
Федерации», от 24.07.1998 N 124-ФЗ (последняя редакция), принятом Государственной Думой
3 июля 1998 года;
• Федеральным законом от 10.04.2000 № 51-ФЗ (ред. от 26.06.2007) "Об утверждении
Федеральной программы развития образования";
• Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ от
29.12.2012 (с изменениями от 24.06.2023г.);
• другими указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и
распоряжениями Правительства Российской Федерации, в том числе Типовыми положениями
об образовательных учреждениях различного типа, принятых постновлениями Правительства
РФ, в том числе Приказ Минобразования РФ от 22 октября 1999 г. № 636 «Об утверждении
Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования
Российской Федерации»;
• Уставом МАОУ СОШ № 16 (далее – образовательное учреждение ОУ).
1.2. Социально-психологическая служба осуществляет свою деятельность в ОУ в
соответствии с настоящим Положением.
1.3. Социально-психологическая служба является структурным подразделением ОУ и
нацелена на:
- оказание содействия в решении проблем обучающихся из социально не защищенных семей,
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в отношении которых
установлена опека или попечительство, дезадаптированным детям и детям с девиантным
поведением;
- организационно-воспитательное, профилактическое и коррекционное воздействие на
обучающихся, состоящих на внутришкольном учете и учете в инспекции по делам

несовершеннолетних.
1.4. Деятельность службы осуществляется в тесном контакте с родителями (законными
представителями) детей, обучающихся в ОУ.
2. Цели и задачи социально-психологической службы
2.1. Цель социально-психологической службы направлена на создание гуманной
воспитательной среды в ОУ, сохранение психологического здоровья и обеспечение
полноценного психологического и социального развития.
2.2. Задачи социально-психологической службы:
- обеспечение социально-психологических условий для успешного обучения и развития
личности ребенка, ее социализации и профессионального становления;
- осуществление социальной опеки и защиты прав и интересов несовершеннолетних и
особенно тех детей, которые находятся в трудной жизненной ситуации;
- изучение социально-психологических проблем воспитательной деятельности, стиля
руководства учебно-воспитательным процессом, выявлении ошибок с целью предотвращения
их негативного влияния на жизнедеятельность учебного заведения;
- содействие укреплению взаимопонимания и взаимодействия между субъектами
воспитательного процесса;
- развитие индивидуальных интересов и потребностей детей, способствующих их
нравственному становлению, как социально-значимой личности;
- проведение консультативно-просветительской работы среди обучающихся, педагогических
работников, родителей;
- психологическое сопровождение социального и личностного развития обучающихся в
процессе учебной деятельности.
2.3. Направления работы социально-психологической службы
Работа социально-психологической службы осуществляется по следующим направлениям:
Психодиагностическое:
- выявление общих и частных социально-психологических проблем, имеющих место в
классах, в ОУ (наблюдение, анкетирование, собеседование);
- изучение и диагностика индивидуальных особенностей обучающихся, групп обучающихся;
- изучение особенностей, интересов, потребностей, материального положения, семейных
взаимоотношений.
Психокоррекционное:
- работа с неблагополучными обучающимися по корректированию отклоняющегося
поведения и изменению воспитательной среды;
- работа по социальной помощи и защите различных категорий детей (инвалидов, сирот,
детей из многодетных семей, детей из неблагополучных семей, детей из малообеспеченных
семей);
- оказание психологической помощи и поддержки обучающимся, преподавателям, родителям
(законным представителям) в решении личностных, профессиональных и других проблем.
Информационно-просветительское:
- руководство профилактической деятельностью;
- методическая учеба (семинары, консультации, вебинары, тренинги, методические
объединения);
- координация деятельности и контроля в профилактических целях;

- организация правовой информированности детей, родителей, педагогов;
- повышение психологической компетентности педагогов, обучающихся и их родителей.
Профориентационное:
- активизация процесса формирования психологической и социальной готовности
обучающихся к профессиональному и социальному самоопределению.
Психопрофилактическое:
- разработка и реализация программ по профилактике правонарушений, употребления психоактивных веществ, суицидального поведения;
- пропаганда здорового образа жизни (участие в районных мероприятиях, организация
школьных дел, пропагандирующих здоровый образ жизни);
- профилактика и коррегирование негативной воспитательной среды (работа с
неблагополучными семьями);
- работа по сохранению положительного семейного воспитания;
- использование возможностей органов образования, правоохранительных органов,
прокуратуры, органов здравоохранения, общественных организаций для решения школьных
проблем;
- принятие мер к взрослым, вовлекающим подростков в противоправные дела, жестоко
обращающимися с детьми.
3. Функции социально-психологической службы
3.1. Аналитическая – предполагает анализ сложившегося социально-психологического
климата учебного заведения и определения критериев, способствующих формированию
комфортных условий развития и саморазвития личности, а также анализ проблем и
потребностей обучающихся, воспитанников, педагогов, родителей при планировании учебновоспитательного процесса и социально-педагогической деятельности.
3.2. Исследовательская – направлена на изучение реальной деятельности личности,
микрогрупп, учебных групп, коллектива учебного заведения в целом. Она также включает
оценку влияния условий социума на отдельную личность, проведение диагностики свойств
личности, изучение нравственно-психологического климата учебного заведения.
3.3. Прогностическая – основывается на составлении прогнозов развития негативных и
позитивных сторон личности, группы, микросоциальной среды по результатам анализа,
запросов педагогов, родителей и детей.
3.4. Консультативная – включает консультирование участников учебной деятельности по
проблемам, возникающим в процессе социального становления и развития личности.
3.5. Коррекционно-развивающая – осуществляется на материале ранее проведенных
наблюдений и диагностических исследованиях.
3.6. Защитно-опекунская – направлена на оказание помощи обучающимся, охрану их
психофизического, нравственного здоровья и поддержку подростков, нуждающихся в
опеке и попечительстве, в защите прав и интересов детей в различных инстанциях (педсовет,
совет по профилактике, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, суд,
прокуратура и т.д.).
3.7. Профилактическая – основывается на взаимодействии педагогических работников с
целью выработки единого комплексного подхода к разрешению ситуаций, связанных с
проблемами употребления психо-активных веществ, профилактики суицидального и
асоциального поведения.
4. Структура социально-психологической службы
4.1. Непосредственное руководство социально-психологической службой осуществляет
директор ОУ.
4.2. В состав социально-психологической службы входят:
- заместитель директора по воспитательной работе;
- педагог-психолог;

- социальный педагог;
- классные руководители (участвуют по необходимости);
- учителя-предметники (участвуют по необходимости).
5. Права, обязанности и ответственность сотрудников социально-психологической
службы
5.1. В своей профессиональной деятельности педагог-психолог и социальный педагог
обязаны:
- руководствоваться нормативными документами;
- рассматривать вопросы и принимать решения строго в границах своей профессиональной
компетенции. Не брать на себя решение вопросов, не выполнимых с точки зрения
современного состояния социальной и психологической науки и практики, а также
находящихся в компетенции специалистов другого профиля;
- знать новейшие достижения психологической науки в целом, а также детской, подростковой
педагогической психологии. Применять современные научно-практические обоснованные
методы диагностической, развивающей, психокоррекционной работы. Постоянно повышать
свою профессиональную квалификацию;
- препятствовать проведению диагностической, психокоррекционной и других видов работ
некомпетентными лицами, не обладающими соответствующей профессиональной
подготовкой;
- в решении всех вопросов исходить из интересов обучающихся, задач его полноценного
психического развития;
- выполнять указания и рекомендации о задачах и методах работы лишь со стороны
соответствующих специалистов.
5.2. Педагог-психолог обязан:
- выполнять распоряжения администрации ОУ, если эти распоряжения не находятся в
противоречии с психологической наукой и практикой и если их выполнение обеспечено
наличием у него соответствующих профессиональных возможностей и средств;
- оказывать необходимую помощь администрации и педагогическому коллективу ОУ в
решении проблем, связанных с обеспечением полноценного психического развития
обучающихся, индивидуального подхода к каждому из них;
- оказывать необходимую и возможную помощь детям при решении их индивидуальных
проблем.
В решении всех вопросов учитывать конкретные обстоятельства и руководствоваться
принципом «не навреди», т.е. принимать решения и вести работу в формах, исключающих
возможность нанесения вреда здоровью, чести, достоинству, педагогов или третьих лиц;
- хранить профессиональную тайну: не распространять сведения, полученные в результате
диагностической и консультативной работы, если ознакомление с ними не является
необходимым для осуществления педагогического аспекта психокоррекции и может нанести
ущерб обучающемуся или его окружению;
- работать в тесном контакте с администрацией и педагогическим коллективом ОУ;
- вести запись и регистрацию всех видов работ.
С соблюдением сроков и форм отчитываться о результатах своей деятельности за
определенный период;
- принимать участие в педсоветах, психолого-педагогических консилиумах, заседаниях
методических объединений и т. д.;
- посещать уроки и внеклассные мероприятия с целью проведения наблюдений за поведением
и деятельностью обучающихся;
- знакомиться с необходимой для работы педагогической документацией;
- проводить в ОУ групповые и индивидуальные социальные и психологические исследования
(в соответствии с запросами);
- выступать с обобщением опыта своей работы в научных и научно-популярных изданиях;

- вести работу по пропаганде психолого-педагогических знаний путем лекций, бесед,
выступлений, тренингов и др.;
- обращаться в случае необходимости через администрацию ОУ с ходатайствами в
соответствующие организации по вопросам, связанным с оказанием помощи школьнику;
- участвовать в курировании социально- психологической практики студентов колледжей,
вузов и т.д.;
- определять и выбирать направления и формы повышения квалификации в соответствии с
собственными профессиональными потребностями.
5.3. Педагог-психолог и социальный педагог имеют право:
- самостоятельно формулировать конкретные задачи работы с детьми и взрослыми,
выбирать формы и методы этой работы, решать вопрос об очередности проведения различных
видов работ, выделении приоритетных направлений работы в определенный период.
5.4. Ответственность работников социально-психологической службы
Педагог-психолог и социальный педагог несут персональную ответственность за
правильность психологического диагноза, адекватность используемых методов,
обоснованность данных рекомендаций.
Педагог-психолог и социальный педагог несут установленную законом ответственность за
конфиденциальность исследований, сохранность протоколов обследований, документации
исследований, оформление их в установленном порядке.
6. Содержание деятельности социально-психологической службы
6.1. Создание банка информации, социально-психологических методик.
6.2. Осуществление социально-педагогическо-психологического консультирования,
просвещения обучающихся, родителей (законных представителей), педагогов.
6.3. Координация взаимодействия педагога-психолога, социального педагога с педагогами,
классными руководителями, обучающимися, родителями (законными представителями).
6.4. Разработка методических рекомендаций.
6.5. Диагностика уровня психологического развития детей и подростков.
6.6. Изучение отклонений в развитии личности ребенка.
6.7. Комплексная социально-педагогическая и психологическая диагностика сложности
адаптации обучающихся и отклонений в их развитии и поведении.
6.8. Индивидуальное целевое консультирование детей, педагогов, родителей.
6.9. Разрешение конфликтных ситуаций.
6.10. Разработка и осуществление мер индивидуальной социально-педагогической и
психологической коррекции.
6.11. Консультации по социальным вопросам.
6.12. Работа с детьми, родителями, требующими повышенного внимания педагогов.
6.13. Социальное партнерство со специализированными и заинтересованными учреждениями,
общественностью.
7. Заключительные положения
7.1. Настоящее Положение принимается на Педагогическом совете ОУ, вступает в силу с
момента утверждения и действует до его изменения или отмены.
7.2. Положение подлежит размещению на официальном сайте ОУ.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».