Муниципальное образование Павловский район Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 16 имени Героя Советского Союза Константина Иосифовича Недорубова станицы Украинской _________________________________________________________________ УТВЕРЖДЕНО решением педагогического совета МБОУ СОШ № 16 от 31.08.2021 протокол № 1 Председатель ___________И.Н.Сосновая РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По музыке Уровень образования(класс) начальное общее образование , 1-4 классы Количество часов 135 Учитель, разработчик программы: Левченко Светлана Николаевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 16 им. К.И.Недорубова ст.Украинской Программа разработана в соответствии с ФГОС начального общего образования Программа разработана с учетом Примерной программы по учебным предметам «Музыка 1-4 классы», Программы «Музыка. Предметная линия учебников Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской » — М. : Просвещение, 2017. УМК: «Музыка». Критская Е.Д,, Сергеева Г.П. и др. 1—4 классы — М. : Просвещение, 2018. 1.Планируемые результаты освоения учебного предмета «Музыка» Выпускник научится: Раздел1.Музыка в жизни человека: - воспринимать музыку различных жанров; -размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека; -эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая своѐ отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности; - ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, в том числе Краснодарского края; -сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции; -воплощать художественно-образное содержание и интонационно-мелодические особенности профессионального и народного творчества (в пении, слове, движении, играх, действах и др.). Раздел 2. Основные закономерности музыкального искусства: - соотносить выразительные и изобразительные интонации; - узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов; - воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний; - наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций, тем, образов и распознавать художественный смысл различных форм построения музыки; -общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов. Раздел 3. Музыкальная картина мира: - исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.); - определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных; - оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира. Выпускник получит возможность научиться: Раздел 2. Основные закономерности музыкального искусства: - реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации); - использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий; - владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов. Раздел 3. Музыкальная картина мира: - адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира; - оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности (пение, инструментальное музицирование, драматизация и др.), собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека). Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка», в том числе в части: Гражданско-патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности; знание Гимна России и традиций его исполнения, уважение музыкальных символов и традиций республик Российской Федерации; проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры народов России; уважение к достижениям отечественных мастеров культуры; стремление участвовать в творческой жизни своей школы, города, республики; чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов. Духовно-нравственного воспитания: признание индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками; уважительное отношение к культуре других народов; готовность придерживаться принципов взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной деятельности. Эстетического воспитания: восприимчивость к различным видам искусства, музыкальным традициям и творчеству своего и других народов; умение видеть прекрасное в жизни, наслаждаться красотой; стремление к самовыражению в разных видах искусства; умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса; умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка. Ценности научного познания: первоначальные представления о единстве и особенностях художественной и научной картины мира; познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде; бережное отношение к физиологическим системам организма, задействованным в музыкально-исполнительской деятельности (дыхание, артикуляция, музыкальный слух, голос); профилактика умственного и физического утомления с использованием возможностей музыкотерапии. Трудового воспитания: установка на посильное активное участие в практической деятельности; трудолюбие в учѐбе, настойчивость в достижении поставленных целей; интерес к практическому изучению профессий в сфере культуры и искусства; уважение к труду и результатам трудовой деятельности. Экологического воспитания: бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих ей вред. Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности: 1. Овладение универсальными познавательными действиями Базовые логические действия: —сравнивать музыкальные звуки, звуковые сочетания, произведения, жанры; устанавливать основания для сравнения, объединять элементы музыкального звучания по определѐнному признаку; —определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты (музыкальные инструменты, элементы музыкального языка, произведения, исполнительские составы и др.); —находить закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях музыкального искусства, сведениях и наблюдениях за звучащим музыкальным материалом на основе предложенного учителем алгоритма; —выявлять недостаток информации, в том числе слуховой, акустической для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма; —устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях музыкального восприятия и исполнения, делать выводы. Базовые исследовательские действия: —на основе предложенных учителем вопросов определять разрыв между реальным и желательным состоянием музыкальных явлений, в том числе в отношении собственных музыкально-исполнительских навыков; —с помощью учителя формулировать цель выполнения вокальных и слуховых упражнений, планировать изменения результатов своей музыкальной деятельности, ситуации совместного музицирования; —сравнивать несколько вариантов решения творческой, исполнительской задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев); —проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей предмета изучения и связей между музыкальными объектами и явлениями (часть — целое, причина — следствие); —формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведѐнного наблюдения (в том числе в форме двигательного моделирования, звукового эксперимента, классификации, сравнения, исследования); —прогнозировать возможное развитие музыкального процесса, эволюции культурных явлений в различных условиях. Работа с информацией: —выбирать источник получения информации; —согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; —распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа еѐ проверки; —соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет; —анализировать текстовую, видео-, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей; —анализировать музыкальные тексты (акустические и нотные) по предложенному учителем алгоритму; —самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации. 2. Овладение универсальными коммуникативными действиями Невербальная коммуникация: —воспринимать музыку как специфическую форму общения людей, стремиться понять эмоционально-образное содержание музыкального высказывания; —выступать перед публикой в качестве исполнителя музыки (соло или в коллективе); —передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание, выражать настроение, чувства, личное отношение к исполняемому произведению; —осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи, понимать культурные нормы и значение интонации в повседневном общении. Вербальная коммуникация: —воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; —приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений в соответствии с задачами коммуникации; —проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; —признавать возможность существования разных точек зрения; —корректно и аргументированно высказывать своѐ мнение; —строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; —создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); —готовить небольшие публичные выступления; —подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления. Совместная деятельность (сотрудничество): —стремиться к объединению усилий, эмоциональной эмпатии в ситуациях совместного восприятия, исполнения музыки; —переключаться между различными формами коллективной, групповой и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, выбирать наиболее эффективные формы взаимодействия при решении поставленной задачи; —продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности; —формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учѐтом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков; —принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по еѐ достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; —ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат; —выполнять совместные проектные, творческие задания с опорой на предложенные образцы. 3. Овладение универсальными регулятивными действиями Самоорганизация: —овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; —планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; —выстраивать последовательность выбранных действий. Самоконтроль: —устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; —позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей; —освоение способами решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений; —корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок. Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности: —с интересом занимаются музыкой, любят петь, играть на доступных музыкальных инструментах, умеют слушать серьѐзную музыку, знают правила поведения в театре, концертном зале; —сознательно стремятся к развитию своих музыкальных способностей; —осознают разнообразие форм и направлений музыкального искусства, могут назвать музыкальные произведения, композиторов, исполнителей, которые им нравятся, аргументировать свой выбор; —имеют опыт восприятия, исполнения музыки разных жанров, творческой деятельности в различных смежных видах искусства; —с уважением относятся к достижениям отечественной музыкальной культуры; —стремятся к расширению своего музыкального кругозора. —формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовнонравственном развитии; —формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; —формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности; —умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям; —умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях. 2. Содержание учебного курса Наименование разделов учебной программы и характеристика основных содержательных линий. Основное содержание курса представлено следующими содержательными линиями: ""Музыка в жизни человека", "Основные закономерности музыкального искусства", "Музыкальная картина мира". Музыка в жизни человека. Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческих чувств. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Обобщѐнное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл. Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов. Основные закономерности музыкального искусства. Интонационнообразная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация - источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности. Музыкальная речь как способ общения между людьми, еѐ эмоциональное воздействие. Композитор-исполнитель-слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, еѐ выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Развитие музыки - сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приѐмы музыкального развития. Формы построения музыки как обобщѐнное выражение художественнообразного содержания произведений. Формы одночастные, двух- и трехчастные, вариации, рондо и др. Музыкальная картина мира. Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы. Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов. Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык. Наименование разделов учебной программы и характеристика основных содержательных линий в рабочей программе совпадают в полном объѐме с авторской программой по музыке. 1 класс Содержание программы первого года делится на два раздела: ―Музыка вокруг нас‖ (посвящены музыке и ее роли в повседневной жизни человека) и второго полугодия ―Музыка и ты‖ (знакомство с музыкой в широком культорологическом контексте). Учащиеся должны почувствовать, осознать и постичь своеобразие выражения в музыкальных произведениях чувств и мыслей человека, отображения окружающего его мира. Раздел 1. «Музыка вокруг нас» (16ч) Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Композитор – исполнитель – слушатель. Песни, танцы и марши — основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей. Музыкальные инструменты. Песни, танцы и марши — основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей. Музы водят хоровод. Мелодия – душа музыки. Образы осенней природы в музыке. Словарь эмоций. Музыкальная азбука. Музыкальные инструменты: свирель, дудочка, рожок, гусли, флейта, арфа. Звучащие картины. Русский былинный сказ о гусляре Садко. Музыка в праздновании Рождества Христова. Музыкальный театр: балет. Первые опыты вокальных, ритмических и пластических импровизаций. Выразительное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Раздел 2. "Музыка и ты" (17ч) Музыка в жизни ребенка. Образы родного края. Роль поэта, художника, композитора в изображении картин природы (слова- краски-звуки). Образы утренней и вечерней природы в музыке. Музыкальные портреты. Разыгрывание музыкальной сказки. Образы защитников Отечества в музыке. Мамин праздник и музыкальные произведения. Музыкальные инструменты: лютня, клавесин, фортепиано, гитара. звучащие картины. Алжирская сказка "Чудесная лютня". Музыка в цирке. Музыкальный театр: опера. Музыка в кино. Афиша музыкального спектакля, программа концерта для родителей. Музыкальный словарик. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. 2 класс Раздел 1. «Россия — Родина моя» (3ч) Образы родного края в музыке. Песенность как отличительная черта русской музыки. Музыкальный пейзаж. Государственные символы России. Гимн главная песня нашей родины; герб, флаг. Средства музыкальной выразительности. Художественные символы России. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Раздел 2. «День, полный событий» (6ч) Мир ребенка в музыкальных интонациях, темах и образах детских пьес П. Чайковского и С. Прокофьева. Песенность, танцевальность, маршевость в передаче содержания и эмоционального строя музыкальных сочинений. природа, детские игры и забавы, сказка в музыке, колыбельные песни. Своеобразие музыкального языка композиторов, сходство и различие. Музыкальный инструмент - фортепиано и его выразительные возможности. Звучащие картины. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Раздел 3. «О России петь — что стремиться в храм» (5ч) Колокольные звоны России. Звучащие картины. Музыкальный пейзаж. Святые земли Русской: Александр Невский, Сергий Радонежский. Воплощение их образов в музыке различных жанров. Народные песнопения, кантата. Жанр молитвы. праздники русской православной церкви. Рождество Христово. Рождественские песнопения и колядки. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4ч) Фольклор - народная мудрость. Русские народные инструменты. Оркестр русских народных инструментов. Мотив, напев, наигрыш. Вариации в русской народной музыке. Ритмическая партитура. Музыка в народном стиле. Традиции народного музицирования. Обряды и праздники русского народа: проводы зимы (Масленица), встреча весны. Разыгрывание народных песен: песня - игра, песня-диалог, песня-хоровод. Опыты сочинения мелодий на тексты народных песенок, закличек, потешек. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение русских народных песен, танцев, инструментальных наигрышей разных жанров. Раздел 5. «В музыкальном театре» (5ч) Опера и балет. Многообразие сюжетов и образов музыкального спектакля. Песенность, танцевальность, маршевость в опере и балете. Симфонический оркестр. Роль дирижѐра, режиссѐра, художника в создании музыкального спектакля. Элементы оперного и балетного спектакля. Увертюра. Музыкальные темы - характеристики действующих лиц. Детский музыкальный театр. Ролевая игра дирижѐра. Сценическое воплощение учащимся отдельных фрагментов музыкальных спектаклей. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение тем-характеристик действующих лиц опер и балетов. Раздел 6. «В концертном зале» (5ч) Жанровое многообразие инструментальной и симфонической музыки. Симфоническая сказка С. Прокофьева: тембры инструментов и различных групп инструментов симфонического оркестра. Музыкальная живопись. Выразительность и изобразительность В.-А. Моцарта, М. Мусоргского. Жанры симфонической музыки: увертюра, симфония. Партитура. Взаимодействие темобразов: повтор, контраст. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» (6ч) Композитор — исполнитель — слушатель. Интонационная природа музыки. Музыкальная речь и музыкальный язык. Музыкальные инструменты - орган. Выразительность и изобразительность музыки. Жанры музыки. Сочинения И.-С. Баха, М. Глинки, В.А. Моцарта, Г. Свиридова, Д. Кабалевского. Жанры Музыки. Музыкальные и живописные пейзажи. Международные конкурсы исполнителей Темы, сюжеты и образы музыки С. Прокофьева, П. Чайковского. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. 3 класс Раздел 1. «Россия — Родина моя» (5ч) Песенность русской музыки. Образы родной природы в романсах русских композиторов. Лирические образы вокальной музыки. Звучащие картины. Образы Родины, защитников Отечества в различных жанрах музыки: кант, народная песня, кантата, опера. Форма-композиция, приѐмы развития и особенности музыкального языка различных произведений. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Раздел 2. «День, полный событий» (4ч) Жизненно-музыкальные впечатления ребѐнка с утра до вечера. Образы природы, портрет в вокальной и инструментальной музыке. Выразительность и изобразительность музыки разных жанров и стилей композиторов. Сценическое воплощение отдельных сочинений программного характера. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Раздел 3. «О России петь — что стремиться в храм» (4ч) Древнейшая песнь материнства. Образы Богородицы в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Икона Владимирской Богоматери - величайшая святыня Руси. Праздники русской православной церкви: Вербное воскресение, Крещение Руси. Святые земли Русской - княгиня Ольга и князь Владимир. Песнопения и молитвы в церковь богослужении, песни и хоры современных композиторов, воспевающие красоту материнства, любовь, добро. Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4ч) Жанр былины в русском музыкальном фольклоре. Особенности повествования. Певцы-гусляры. Образы былинных сказителей, певцовмузыкантов, народные традиции и обряды в музыке русских композиторов. Мелодии в народном стиле. Имитация тембров русских народных инструментов в звучании симфонического оркестра. Звучащие картины. Сценическое воплощение отдельных фрагментов оперных спектаклей. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Раздел 5. «В музыкальном театре» (6ч) Путешествие в музыкальный театр. Обобщение и систематизация жизненномузыкальных представлений школьников об особенностях оперного и балетного спектаклей. Сравнительный анализ музыкальных тем-характеристик действующих лиц, сценических ситуаций, драматургии в операх и балетах. Мюзикл - жанр лѐгкой музыки. Особенности музыкального языка, манеры исполнения. Сценическое воплощение учащимися отдельных фрагментов музыкальных спектаклей. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Раздел 6. «В концертном зале» (6ч) Жанр инструментального концерта. Мастерство композиторов и исполнителей в воплощении диалога солиста и симфонического оркестра. "Вторая жизнь" народной песни в инструментальном концерте. Музыкальные инструменты: флейта, скрипка, их выразительные возможности. Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители. Звучащие картины. Контрастные образы программной сюиты, симфонии. Особенности драматургии. Музыкальная форма. Темы, сюжеты и образы музыки Л. Бетховена. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» (5ч) Музыка - источник вдохновения, надежды и радости жизни . Роль композитора, исполнителя, слушателя в создании и бытовании музыкальных сочинений. Сходство и различие музыкальной речи разных композиторов. Образы природы в музыке Г. Свиридова. Музыкальные интонации. Джаз - искусство XX века. Особенности мелодики, ритма, тембров инструментов, манеры исполнения в джазовой музыке. Импровизация как основа джаза. Дж. Гершвин и симфоджаз. Известные джазовые музыкантыисполнители. Мир музыки С. Прокофьева. П. Чайковский и Э. Григ - певцы русской природы. Ода как жанр литературного и музыкального творчества. Жанровая общность оды, канта, гимна. Мелодии прошлого, которые знает весь мир. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. 4 класс Раздел 1. «Россия — Родина моя» (3ч) Красота родной земли, человека в народной музыке и сочинениях русских композиторов. Общность интонаций народного и композиторского музыкального творчества. Тайна рождения песни. Многообразие жанров народных песен; особенности интонаций, ритмов, композиционного строя, манеры исполнения. Лирические образы музыки С. Рахманинова, патриотическая тема в музыке М. Глинки (опера), С. Прокофьева. Звучащие картины. Вокальные импровизации на заданный текст. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Раздел 2. «День, полный событий» (6ч) "В краю великих вдохновений...". Один день с А. Пушкиным. Михайловское: музыкально-поэтические образы природы, сказок в творчестве русских композиторов. Многообразие жанров народной музыки. Святогорский монастырь: колокольные звоны. Тригорское: музыкально-литературные вечера романсы, инструментальное музицирование. Музыкальность поэзии А. Пушкина. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Раздел 3. «О России петь — что стремиться в храм» (4ч) Нравственные подвиги святых земли Русской, их почитание и восхваление. Святые Кирилл и Мефодий - создатели славянской письменности. Религиозные песнопения. Праздники в Русской православной церкви: Пасха - "праздников праздник, торжество из торжеств". Церковные и народные традиции праздника. Образ светлого Христова Воскресения в музыке русских композиторов. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (3ч) Народная песня — летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов разных стран и эпох. Сюжеты, образы, жанры народных песен. Музыка в народном стиле. Приѐмы развития: повтор, контраст, вариационность, импровизационность. Единство слова, напева, инструментального наигрыша, движений, среды бытования в образцах народного творчества. Устная и письменная традиция сохранения и передачи музыкального фольклора. Музыкальные инструменты России: балалайка, гармонь, баян и др. Оркестр русских народных инструментов. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Вариации в народной и композиторской музыке. Церковные и народные праздники на Руси: Троица. Икона "Троица" А. Рублѐва. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Раздел 5 «В концертном зале» (5ч) Различные жанры и образные сферы вокальной, камерной инструментальной и симфонической музыки. Особенности музыкальной драматургии. Интонации народной музыки в творчестве Ф. Шопена (полонезы, мазурки, вальсы, прелюдии), М. Глинки (баркарола, хота). Музыкальные инструменты: виолончель, скрипка. Симфонический оркестр. Известные дирижѐры и исполнительские коллективы. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Раздел 6. «В музыкальном театре» (6ч) События отечественной истории в творчестве М. Глинки, М. Мусоргского, С. Прокофьева. Опера. Музыкальная тема - характеристика действующих лиц. Ария, речитатив, песня, танцы и др. Линии драматургического развития в опере. Основные приѐмы драматургии: контраст, сопоставление, повтор, вариативность. Балет. Особенности развития музыкальных образов в балете А. Хачатуряна, И. Стравинского. Народные мотивы и своеобразие музыкального языка. Восточные мотивы творчестве русских композиторов. Орнаментальная мелодика. Жанры легкой музыки: оперетта, мюзикл. Особенности мелодики, ритмики, манеры исполнения. Сценическое воплощение учащимися отдельных фрагментов музыкальных спектаклей. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (7ч) Произведения композиторов-классиков и мастерство известных исполнителей. Сходство и различие музыкального языка разных эпох, композиторов, народов. Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах. Интонационная выразительность музыкальной речи. Музыкальные инструменты: гитара. Классические и современные образцы гитарной музыки. Обработка. Переложение. Импровизация. Образы былин и сказок в произведениях Н. Римского-Корсакова. Образы Родины в музыке М. Мусоргского. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Таблица тематического распределения количества часов Количество часов № п/п 1 2 Авторс Рабочая программа по кая классам програ 1 кл. 2 кл. 3 кл. 4кл мма 16 16 Музыка вокруг нас 17 17 Музыка и ты Разделы, темы 3 Россия - Родина моя 11 - 3 5 3 4 День, событий полный 16 - 6 4 6 5 "О России петь что стремиться в храм" 13 - 5 4 4 6 Гори, гори ясно, чтобы не погасло! 11 - 4 4 3 7 В музыкальном театре 17 - 5 6 6 8 В концертном зале 16 - 5 6 5 Чтоб музыкантом 9 быть, так надобно уменье... 18 - 6 5 7 135ч 33ч 34ч 34ч 34ч Всего 3.Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы 1 класс Раздел Кол-во часов Раздел 1. (16ч) «Музыка вокруг нас» Темы Кол-во часов Основные виды деятельности (на уровне универсальных учебных действий) Основные направлени я воспитател ьной деятельност и 1.И муза вечная со мной! Хоровод муз . 2.Повсюду музыка слышна 3. Душа музыкимелодия. 4.Музыка осени. 1 3, 5 5.Сочини мелодию. 1 6.Азбука,азбука каждому нужна…Музыкальная азбука. 7.Музыкальные инструменты. 8. Обобщающий урок 1 четверти. 9. « Садко»(из русского былинного сказа 10.Музыкальные картины. 11.Звучащие картины. 1 12. Разыграй песню. 1 13.Пришло Рождество, начинается торжество 14.Родной обычай старины. 15.Добрый праздник среди зимы. 1 Наблюдать за музыкой в жизни человека. Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии музыки. Исполнять песни. Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различие. Осуществлять первые опыты Инсценировать музыкальные образы песен, пьес, народных сказок. Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов. Знакомиться с элементами нотной записи. Выявлять сходство и различия музыкальных и живописных образов. Подбирать стихи и рассказы, соответствующие настроению музыкальных образов. Моделировать в графике 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 16.Обобщающий урок 2 1 четверти. 3,5 2,3,5 3,4,5,7 3,5,7 3, 4,5,7 3,5 1-7 3,5 3,4,5 3,4,5 3,5,7 2,3,5 1,2,3,4,5 2,3,5 1-7 особенности песни, танца, марша. Раздел 2. (17ч) "Музыка и ты" 2 класс Раздел 1. Россия – Родина моя 17. Край, в котором ты живешь. 18. Поэт, художник, композитор. 19. Музыка утра. Музыка вечера. 20. Музыкальные портреты. 21 Разыграй сказку (Баба-Яга. Русская сказка) 22. У каждого свой инструмент. 23. Музы не молчали. 1 24. Музыкальные инструменты. 25. Мамин праздник. 1 26. Музыкальные инструменты. Чудесная лютня. 27. Звучащие картины. 1 28. Обобщающий урок 3 четверти 29. Музыка в цирке 1 30. Дом, который звучит. Опера-сказка. 31. Ничего на свете лучше нету. Афиша. 32. Программа. Твой музыкальный словарик. 33. Обобщающий урок 4 четверти – заключительный урок – концерт. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Сравнивать музыкальные произведения разных жанров. Исполнять различные по характеру музыкальные сочинения Сравнивать речевые и музыкальные интонации, выявлять их принадлежность к различным жанрам музыки. Импровизировать в характере основных жанров музыки. Разучивать и исполнять образцы музыкально – поэтического творчества. Разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх – драматизациях. Подбирать изображения знакомых музыкальных инструментов к соответствующей музыке. Инсценировать песни, танцы, марши. Составлять афишу и программу концерта, музыкального спектакля. Участвовать в подготовке и проведении заключительного урока – концерта. 1,2,3,4,5,7 Размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека. Эмоционально 1,3,4,5,7 3,5 3,5,8 3,4,5 1,3,5,7 3,5 3,5 3,5 2,3,5 3,5 3,4,5 1-7 3,5 3,5 3,4,5 3,5 1-7 (3ч) 1. Музыкальные образы 1 родного края. Песенность – отличительная черта русской музыки 2.Мелодия – душа 1 музыки. Композитор, 2,3,5 Раздел 2. День, полный событий исполнитель, слушатель 3.Песни России. Гимн – 1 главная песня моей Родины. воспринимать народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира и народов России и высказывать мнение о его содержании. Исследовать: выявлять общность истоков и особенности народной и профессиональной музыки. Использовать и разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх – драматизациях. Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного воплощения различных художественных образов. Узнавать образцы народного музыкально – поэтического творчества и музыкального фольклора России. Импровизировать на заданные тексты. Выразительно, интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. Подбирать ассоциативные ряды художественным произведениям различных видов искусства. 4. Мир ребѐнка в музыкальных интонациях и образах. Музыкальные впечатления с утра до вечера 5. Природа и музыка. Прогулки 6. Разные жанры Сравнивать музыкальные образы народных и церковных праздников. Сопоставлять выразительные особенности языка музыки, живописи, иконы, фрески, 1,2,3,4,5 (6 ч.) 1 1 1 2,3,5 2,3,4,5,7 1,3,4,5 танцев: вальс, полька, тарантелла, русская пляска 7 Разные жанры маршей: игрушечный, детский и др. Интонация шага. Ритм марша. Сказка о барабанах 8. Сказочные образы в музыке. Жанр колыбельных песен 9. Обобщение тем «Россия – Родина моя» и «День, полный событий» Раздел 3. О России петь – что стремитьс я в храм 1 1 1 скульптуры. Рассуждать о значении колокольных звонов и колокольности в музыке русских композиторов. Сочинять мелодии на поэтические тексты. Осуществлять собственный музыкальноисполнительский замысел в пении и разного рода импровизаций. Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. 3,5 3,4,5 1-7 (5 ч.) 10. Колокольные звоны России. Звучащие картины . 11. Святые земли Русской. Князь Александр невский. Фрагменты из кантаты «Александр Невский» 12. Святые земли Русской. Сергий Радонежский 13. Народные песнопения. Молитва (пьесы из «Детского альбома» П. Чайковского). Музыка в православном храме. 14. Праздник православной церкви Рождество Христово. Рождественские народные песнопения 1 1 1 1 1 Выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки русских композиторов и поэзии АА. Пушкина. Понимать особенности построения (формы) музыкальных и литературных произведений. Распознавать их художественный смысл. Анализировать и обобщать жанрово – стилистические особенности музыкальных произведений. Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. Выполнять творческие задания из рабочей тетради. Участвовать в коллективной музыкально – творческой деятельности, в инсценировках произведений разных жанров и форм (песни, 1,3,5 1,2,3,5 1,2,3,5 1,2,3,5 1,2,3,5 танцы, фрагменты из произведений, оперы). Определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов. Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. Раздел 4. Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (4ч) 15 Музыка на новогоднем празднике. Обобщение тем 1 полугодия 16.. Русские народные инструменты. Оркестр русских народных инструментов. Плясовые наигрыши 17. Фольклор – народная мудрость. Песни русского народа 18. Музыка в народном стиле. Мотив, напев, наигрыш. (5ч) Раздел 5. 1 1 1 1 Различать тембры народных музыкальных инструментов и оркестров. Знать народные обычаи, обряды, особенности проведения народных праздников. Исследовать историю создания музыкальных инструментов. Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов. Осуществлять опыты импровизации сочинения на предлагаемые тексты. Овладевать приемами мелодического варьирования. Рассуждать о значении преобразующей силы музыки. Создавать и предлагать собственный исполнительский план разучиваемых музыкальных произведений. Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. 2,3,5 1,3,5 1,2,3,4,5 3,5 В музыкаль ном театре Раздел 6. (5ч) В концертно м зале 19. Музыка в народном стиле. Мотив, напев, наигрыш 20. Праздники русского народа. Встреча весны. Песенки – заклички. Игры на празднике 21. Сказка будет впереди. Детский музыкальный театр. Опера на сказочный сюжет. 22. Детский музыкальный театр. Балет на сказочный сюжет. 23. Большой театр России. Песенность, танцевальность и маршевость в музыке опер и балетов. Симфонический оркестр: волшебная палочка дирижѐра 1 24. Опера «Руслан и Людмила» М. Глинки. Сцены из оперы, увертюра, финал 25 Жанр 1 1 1 1 1 1 Определять и соотносить различные по смыслу и интонации (выразительные и изобразительные) на слух и по нотному письму, графическому изображению. Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов Узнавать по звучанию различные виды музыки (вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая) из произведений программы. Распознавать художественный смысл различных музыкальных форм. Передавать в пении, драматизации, музыкальнопластическом движении, инструментальном музыцировании, импровизации и др. образное содержание музыкальных произведений различных форм и жанров. Корректировать собственное исполнение. Соотносить особенности музыкального языка русской и зарубежной музыки. Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. 3,5 1,3,5,7 3,4,5 3,4,5 1,3,4,5 Оценивать и соотносить 1,3,5 содержание и музыкальный язык народного и профессионального 2,3,5 симфонической сказки. Темы главных героев, тембры инструментов симфонического оркестра. Партитура. Обобщение материала 26. Музыкальные портреты и образы фортепианной сюиты «Картинки с выставки» М. Мусоргского 27. Мир музыки В.А.Моцарта: увертюра к опере «Свадьба Фигаро» 28. Волшебный цветиксемицветик. Интонация - главное свойство музыки. Средства музыкальной выразительности. Раздел 7. Чтоб музыкант ом быть, так надобно уменье 1 1 1 музыкального и творчества разных стран мира и народов России. Воплощать особенности музыки и исполнительской деятельности с использованием знаний основных средств музыкальной выразительности. Определять особенности взаимодействия и развития различных образов музыкального спектакля. Участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов оперы, балета, оперетты. Исполнять свои музыкальные композиции на школьных концертах и праздниках. Оценивать собственную творческую деятельность. Выразительно , интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. 3,5 3,5 2,3,4,5 (6ч) 29. Выразительность и изобразительность в музыке разных композиторов 30. Песни, танцы, марши в музыке Д. Кабалевского. Природа и музыка. Мажор и минор в музыке 31.Конкурс исполнителей имени П.И,Чайковского. Жанр инструментального концерта. 32 Мир композитора: С.Прокофьев и 1 1 1 1 Наблюдать за музыкой в жизни человека. Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. Словарь эмоций. Исполнять песни (соло, 3,5 3,5,7 3,5 3,5 П.Чайковкий. 33. Композитор – исполнитель – слушатель. Могут ли иссякнуть мелодии? З4. Заключительный урок – концерт. Обобщение тем года. Итого 34 ч. Раздел 1. Россия – Родина моя. (5ч) 1 1 ансамблем, хором) Инсценировать песни, 3,5 танцы, марши из детских опер и из музыки к кинофильмам и демонстрировать их на 1-7 концертах для родителей, школьных праздниках и т. п. Составлять афишу и программу концерта, музыкального спектакля, школьного праздника. Участвовать в подготовке и проведении заключительного урокаконцерта. 34 ч. 3 класс Раздел 2. (4ч) 1. Мелодия – душа музыки. 2. Природа и музыка. Звучащие картины. 3. Виват, Россия! 1 4. Наша слава – русская держава. Кантата «Александр Невский". Опера «Иван Сусанин». 5. Родина моя! Русская земля...Да будет во веки веков сильна 1 1 1 1 Выявлять настроения и чувства человека, выраженные в музыке. Выражать своѐ эмоциональное отношение к искусству в процессе исполнения музыкальных произведений (пение, художественное движение, пластическое интонирование и др.). Петь мелодии с ориентацией на нотную запись. Передавать в импровизации интонационную выразительность музыкальной и поэтической речи. Знать песни о героических событиях истории Отечества и исполнять их на уроках и школьных праздниках. Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных. 2,3,5 3,4,5,7 1,3,4,5 1,3,4,5 1,3,4,5 День, полный событий. Раздел 3. О России петь – что стремитьс я в храм 6. Утро. Портрет в музыке. 7. В каждой интонации спрятан человек. В детской. Игры и игрушки. 8. На прогулке. Вечер 1 9. Обобщающий урок 1 четверти. 1 10. Радуйся, Мария! Богородице Дево, радуйся 11. Древнейшая песнь материнства. Тихая моя, нежная моя, 1 1 1 Распознавать и оценивать выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии. Понимать художественно-образное содержание музыкального произведения и раскрывать средства его воплощения. Передавать интонационномелодические особенности музыкального образа в слове, рисунке, движении. Находить (обнаруживать) общность интонаций в музыке, живописи, поэзии. Разрабатывать сценарии отдельных сочинений программного характера и разыгрывать их. Выразительно, интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей соло, в ансамбле, хоре, оркестре. Выявлять ассоциативно-образные связи музыкальных и живописных произведений. Участвовать в сценическом воплощении отдельных сочинений программного характера. 3,5,7 Обнаруживать сходство и различие русских и западноевропейских произведений религиозного искусства (музыка, архитектура, 2,3,5 3,5 3,5,7 1-7 (4ч) 1 2,3,5 добрая моя, мама! 12. Вербное воскресенье. Вербочки. 13. Святые земли Русской. Раздел 4. Гори, гори ясно, чтобы не погасло! Раздел 5. В музыкаль ном театре. 1 1 живопись). Определять образный 2,3,5 строй музыки с помощью словаря 2,3,5 эмоций. Знакомиться с жанрами церковной музыки (тропарь, молитва, величание), песнями, балладой на религиозные сюжеты. Иметь представление о религиозных праздниках и народных традициях их воплощения. (4ч) 14. Настрою гусли на старинный лад… Певцы русской старины 15. Былина о Садко и Морском царе. Лель, мой Лель... 16. Звучащие картины. Прощание с Масленицей. 17. Обобщающий урок 2 четверти 1 18. Опера "Руслан и Людмила": Я славил лирою преданья. Фарлаф. Увертюра. 19. Опера "Орфей и Эвридика" 20. Опера "Снегурочка". Волшебное дитя природы. Полна чудес могучая природа... 21. В заповедном лесу. 1 1 1 1 Выявлять общность жизненных истоков и особенности народного и профессионального музыкального творчества. Рассуждать о значении повтора, контраста, сопоставление как способов развития музыки. Разыгрывать народные песни по ролям, участвовать в коллективных играхдраматизациях. Принимать участие в традиционных народных праздниках. Выразительно, интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. 1,3,5, Рассуждать о значении дирижѐра, режиссѐра, художникапостановщика в создании музыкального спектакля. Участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкального спектакля (дирижѐр, режиссѐр, 1,3,5 1,3,5 2,3,5 1-7 (6ч) 1 1 1 3,5 3,5,7 3,5,7 Океан - море синее. 22. Балет "Спящая красавица". Две феи. Сцена на балу. 23. В современных ритмах. Раздел 6. (6ч) В концертно м зале. 1 1 24. Музыкальное состязание. Музыкальные инструменты (флейта) 25. Звучащие картины. Музыкальные инструменты (скрипка). 26. Сюита "Пер Гюнт". Странствия Пера Гюнта. Севера песня родная. 27. "Героическая". Призыв к мужеству. Вторая часть симфонии. Финал симфонии. 28. Мир Бетховена. 1 29. Обобщающий урок 3 четверти 1 1 1 1 1 действующие лица и др.). Рассуждать о смысле и значении вступления, увертюры к опере и балету. Сравнивать образное содержание музыкальных тем по нотной записи. Воплощать в пении или в пластическом интонировании сценические образы на уроках и школьных концертах. Исполнять интонационно осмысленно мелодии песен, тем из мюзиклов, опер, балетов. Наблюдать за развитием музыки разных форм и жанров. Узнавать стилевые особенности, характерные черты музыкальной речи разных композиторов. Моделировать в графике звуковысотные и ритмические особенности мелодики произведения. Определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов. Различать на слух старинную и современную музыку. Узнавать тембры музыкальных инструментов. Называть исполнительские коллективы и имена известных отечественных и зарубежных 3,5 3,5 3,5 3,5 3,5 2,3,5 3,5 1-7 исполнителей. Раздел 7. Чтоб музыкант ом быть, так надобно уменье... Итого (5ч) 30. Чудо-музыка. Острый ритм - джаза звуки. 31. Люблю я грусть твоих просторов. Мир С. Прокофьева 32. Певцы родной природы. 33. Прославим радость на земле. Радость к солнцу нас зовѐт. 34. Обобщающий урок 4 четверти заключительный урокконцерт. 34 ч. 1 1 1 1 1 Выявлять изменение музыкальных образов, озвученных различными инструментами. Разбираться в элементах музыкальной (нотной) грамоты. Импровизировать мелодии в соответствии с поэтическим содержанием в духе песни, танца, марша. Определять особенности построения (формы) музыкальных сочинений. Различать характерные черты языка современной музыки. Определять принадлежность музыкальных произведений к тому или иному жанру. Инсценировать (в группе, в паре) музыкальные образы песен, пьес программного содержания. Участвовать в подготовке заключительного урокаконцерта. Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. 3,5 Размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека. Эмоционально воспринимать народное 2,3,5 2,3,5 1,3,5,7 2,3,5,7 1-7 34 ч. 4 класс Раздел 1. Россия – Родина моя (3ч) 1.Мелодия. Ты запой мне ту песню...Что не выразишь словами, звуком на душу навей... Как сложили песню. Звучащие картины. Ты откуда, русская, зародилась, музыка? 1 1 1,3,5 Раздел 2. « (4 ч) О России петь – что стремитьс я в храм..» Я пойду по полю белому… На великий праздник собралася Русь! 1 и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира и народов России и высказывать мнение о его содержании. Исследовать: выявлять общность истоков и особенности народной и профессиональной музыки. Использовать и разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх – драматизациях. Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного воплощения различных художественных образов. Узнавать образцы народного музыкально – поэтического творчества и музыкального фольклора России. Импровизировать на заданные тексты. Выразительно, интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. Подбирать ассоциативные ряды художественным произведениям различных видов искусства. 1,2,3,5,7 4.Святые земли Русской. Илья Муромец. Кирилл и Мефодий. 5. Праздников праздник, торжество из торжеств. Ангел вопияше. 6. Родной обычай старины. 1 Размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека. Эмоционально воспринимать народное и профессиональное музыкальное творчество 1,2,3,4,5,7 1 1 2,3,5 1,3,5 Раздел 3. День, полный событий 7. Светлый праздник. 1 разных стран мира и народов России и высказывать мнение о его содержании. Исследовать: выявлять общность истоков и особенности народной и профессиональной музыки. Использовать и разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх – драматизациях. Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного воплощения различных художественных образов. Узнавать образцы народного музыкально – поэтического творчества и музыкального фольклора России. Импровизировать на заданные тексты. Выразительно, интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. Подбирать ассоциативные ряды художественным произведениям различных видов искусства. 2,3,5 8.Приют спокойствия, трудов и вдохновенья… 9. Обобщающий урок 1 четверти. 10. Зимнее утро. Зимний вечер. 11. Что за прелесть эти сказки! 12. Три чуда. Ярмарочное гулянье. 13. Святогорский 1 Сравнивать музыкальные образы народных и церковных праздников. Сопоставлять выразительные особенности языка музыки, живописи, иконы, фрески, скульптуры. Рассуждать о значении колокольных звонов и 2,3,5 (6ч) 1 1 1 1 1 1-7 3,5,7 3,5 3,5 2,3,5 монастырь. Приют, сияньем муз одетый.. Раздел 4. Гори, гори ясно, чтобы не погасло! колокольности в музыке русских композиторов. Сочинять мелодии на поэтические тексты. Осуществлять собственный музыкальноисполнительский замысел в пении и разного рода импровизаций. Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. (3ч) 14.Композитор -имя ему народ. Музыкальные инструменты России. 15. Оркестр русских народных инструментов. Музыкант – чародей. 16. Народные праздники. "Троица". Обобщающий урок 2 четверти. 1 1 1 Выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки русских композиторов и поэзии АА. Пушкина. Понимать особенности построения (формы) музыкальных и литературных произведений. Распознавать их художественный смысл. Анализировать и обобщать жанрово – стилистические особенности музыкальных произведений. Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. Участвовать в коллективной музыкально – творческой деятельности, в инсценировках произведений разных жанров и форм (песни, танцы, фрагменты из произведений, оперы). Определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в 3,5 1,3,5 2,3,5 звучании различных музыкальных инструментов. Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. Раздел 5. (5ч) В концертно м зале Раздел 6. В музыкаль ном театре 17.Музыкальные инструменты. Вариации на тему рококо. 18. Старый замок. Счастье в сирени живет… 19. Не молкнет сердце чуткое Шопена… 20. Танцы, танцы, танцы… Патетическая соната. 21. Годы странствий. Царит гармония оркестра. 1 22.Опера «Иван Сусанин»: Бал в замке польского короля (2 действие). 23. За Русь мы все 1 1 1 1 1 Различать тембры народных музыкальных инструментов и оркестров. Знать народные обычаи, обряды, особенности проведения народных праздников. Исследовать историю создания музыкальных инструментов. Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов. Осуществлять опыты импровизации сочинения на предлагаемые тексты. Овладевать приемами мелодического варьирования. Рассуждать о значении преобразующей силы музыки. Создавать и предлагать собственный исполнительский план разучиваемых музыкальных произведений. Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. 3,5 3,5,7 3,5 3,4,5,7 3,5 (6ч.) 1 Определять и 3,5 соотносить различные по смыслу и интонации (выразительные и изобразительные) на 1,3,5,7, стеной стоим…(3 действие). Сцена в лесу(4 действие) 24. Исходила младѐшенька. Русский Восток. Сезам, откройся! 25. Восточные мотивы. Балет « Петрушка». 26.Театр музыкальной комедии. 27. Обобщающий урок 3 четверти Раздел 7. Чтоб музыкант ом быть, так надобно уменье... 1 1 1 1 слух и по нотному письму, графическому изображению. Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов Узнавать по звучанию различные виды музыки (вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая) из произведений программы. Распознавать художественный смысл различных музыкальных форм. Передавать в пении, драматизации, музыкальнопластическом движении, инструментальном музыцировании, импровизации и др. образное содержание музыкальных произведений различных форм и жанров. Корректировать собственное исполнение. Соотносить особенности музыкального языка русской и зарубежной музыки. Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. 2,3,5, 3,4,5 3,5 1-7 (7ч) 28. Прелюдия. Исповедь души. Революционный этюд 29. Мастерство исполнителя. 30. В интонации спрятан человек 31.Музыкальные инструменты. 1 1 1 1 Анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, музыкальные темы в их взаимосвязи и взаимодействии Распознавать художественный смысл 2,3,5 3,5 2,3,5 3,5 32. Музыкальный сказочник. 33. Рассвет на Москвереке. 34. Обобщающий урок 4 четверти заключительный урокконцерт. Итого 34 ч. 1 1 1 34 г. различных музыкальных форм. 3,5 Наблюдать за процессом и результатом 1,3,4,5 музыкального развития в произведениях разных 1-7 жанров. Общаться и взаимодействовать в процессе коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов. Узнавать музыку (из произведений, представленных в программе). Называть имена выдающихся композиторов и исполнителей разных стран мира. Моделировать варианты интерпретаций музыкальных произведений. Личностно оценивать музыку, звучащую на уроке и вне школы. Аргументировать свое отношение к тем или иным музыкальным сочинениям Определять взаимосвязь музыки с другими видами искусства: литературой, изобразительным искусством, кино, театром. Оценивать свою творческую деятельность. СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения учителей предметников МБОУ СОШ № 16 от « 27 »августа 2021 г. _____________ /С.Н.Левченко/ СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по учебной работе МБОУ СОШ №16 _______ /Т.В.Лавринова/ «27»августа 2021 г.