музыка

Муниципальное образование Павловский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 16
имени Героя Советского Союза
Константина Иосифовича Недорубова
станицы Украинской
_________________________________________________________________

УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
МБОУ СОШ № 16
от 31.08.2021 протокол № 1
Председатель ___________И.Н.Сосновая

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По музыке
Уровень образования(класс) начальное общее образование , 1-4 классы
Количество часов 135
Учитель, разработчик программы: Левченко Светлана Николаевна, учитель
начальных классов МБОУ СОШ № 16 им. К.И.Недорубова ст.Украинской
Программа разработана в соответствии с ФГОС начального общего образования
Программа разработана с учетом Примерной программы по учебным предметам
«Музыка 1-4 классы», Программы «Музыка. Предметная линия учебников
Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской » — М. : Просвещение, 2017.
УМК: «Музыка». Критская Е.Д,, Сергеева Г.П. и др. 1—4 классы —
М. : Просвещение, 2018.

1.Планируемые результаты освоения учебного предмета «Музыка»
Выпускник научится:
Раздел1.Музыка в жизни человека:
- воспринимать музыку различных жанров;
-размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и
мыслей человека;
-эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая своѐ отношение
к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности;
- ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии
музыкального фольклора России, в том числе Краснодарского края;
-сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки,
ценить отечественные народные музыкальные традиции;
-воплощать художественно-образное содержание и интонационно-мелодические
особенности профессионального и народного творчества (в пении, слове,
движении, играх, действах и др.).
Раздел 2. Основные закономерности музыкального искусства:
- соотносить выразительные и изобразительные интонации;
- узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов;
- воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе
полученных знаний;
- наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе
сходства и различий интонаций, тем, образов и распознавать художественный
смысл различных форм построения музыки;
-общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного
(хорового и инструментального) воплощения различных художественных
образов.
Раздел 3. Музыкальная картина мира:
- исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение,
драматизация,
музыкально-пластическое
движение,
инструментальное
музицирование, импровизация и др.);
- определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании
различных музыкальных инструментов, в том числе и современных
электронных;
- оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и
профессионального музыкального творчества разных стран мира.
Выпускник получит возможность научиться:
Раздел 2. Основные закономерности музыкального искусства:
- реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах
музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских
элементарных
музыкальных
инструментах,
музыкально-пластическом
движении и импровизации);
- использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме
при пении простейших мелодий;

- владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и
участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении
заинтересовавших его музыкальных образов.
Раздел 3. Музыкальная картина мира:
- адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу
в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества
народов мира;
- оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых
мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной
музыкально-творческой деятельности (пение, инструментальное
музицирование, драматизация и др.), собирать музыкальные коллекции
(фонотека, видеотека).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного
предмета
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных
свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения
учебного предмета «Музыка», в том числе в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности; знание Гимна России и
традиций его исполнения, уважение музыкальных символов и традиций
республик Российской Федерации; проявление интереса к освоению
музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры народов России;
уважение к достижениям отечественных мастеров культуры; стремление
участвовать в творческой жизни своей школы, города, республики; чувство
гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей
этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших
образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов.
Духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания,
уважения
и
доброжелательности;
формирование
этических
чувств
доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и
сопереживания чувствам других людей; овладение навыками сотрудничества с
учителем и сверстниками; уважительное отношение к культуре других народов;
готовность придерживаться принципов взаимопомощи и творческого
сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной
деятельности.
Эстетического воспитания:
восприимчивость к различным видам искусства, музыкальным традициям и
творчеству своего и других народов; умение видеть прекрасное в жизни,
наслаждаться красотой; стремление к самовыражению в разных видах искусства;
умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей
действительности, участие в музыкальной жизни класса; умение наблюдать за
разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной
деятельности, их понимание и оценка.
Ценности научного познания:

первоначальные представления о единстве и особенностях художественной и
научной картины мира; познавательные интересы, активность, инициативность,
любознательность и самостоятельность в познании.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа
жизни в окружающей среде; бережное отношение к физиологическим системам
организма, задействованным в музыкально-исполнительской деятельности
(дыхание, артикуляция, музыкальный слух, голос); профилактика умственного и
физического утомления с использованием возможностей музыкотерапии.
Трудового воспитания:
установка на посильное активное участие в практической деятельности;
трудолюбие в учѐбе, настойчивость в достижении поставленных целей; интерес
к практическому изучению профессий в сфере культуры и искусства; уважение к
труду и результатам трудовой деятельности.
Экологического воспитания:
бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих ей вред.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности
универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и
практической деятельности:
1. Овладение универсальными познавательными действиями
Базовые логические действия:
—сравнивать музыкальные звуки, звуковые сочетания, произведения, жанры;
устанавливать основания для сравнения, объединять элементы музыкального
звучания по определѐнному признаку;
—определять существенный признак для классификации, классифицировать
предложенные объекты (музыкальные инструменты, элементы музыкального
языка, произведения, исполнительские составы и др.);
—находить закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях
музыкального искусства, сведениях и наблюдениях за звучащим музыкальным
материалом на основе предложенного учителем алгоритма;
—выявлять недостаток информации, в том числе слуховой, акустической для
решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
—устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях музыкального
восприятия и исполнения, делать выводы.
Базовые исследовательские действия:
—на основе предложенных учителем вопросов определять разрыв между
реальным и желательным состоянием музыкальных явлений, в том числе в
отношении собственных музыкально-исполнительских навыков;
—с помощью учителя формулировать цель выполнения вокальных и слуховых
упражнений, планировать изменения результатов своей музыкальной
деятельности, ситуации совместного музицирования;
—сравнивать несколько вариантов решения творческой, исполнительской
задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

—проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по
установлению особенностей предмета изучения и связей между музыкальными
объектами и явлениями (часть — целое, причина — следствие);
—формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе
результатов проведѐнного наблюдения (в том числе в форме двигательного
моделирования,
звукового
эксперимента,
классификации,
сравнения,
исследования);
—прогнозировать возможное развитие музыкального процесса, эволюции
культурных явлений в различных условиях.
Работа с информацией:
—выбирать источник получения информации;
—согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике
информацию, представленную в явном виде;
—распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или
на основании предложенного учителем способа еѐ проверки;
—соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных
представителей) обучающихся) правила информационной безопасности при
поиске информации в сети Интернет;
—анализировать текстовую, видео-, графическую, звуковую, информацию в
соответствии с учебной задачей;
—анализировать музыкальные тексты (акустические и нотные) по
предложенному учителем алгоритму;
—самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
2. Овладение универсальными коммуникативными действиями
Невербальная коммуникация:
—воспринимать музыку как специфическую форму общения людей, стремиться
понять эмоционально-образное содержание музыкального высказывания;
—выступать перед публикой в качестве исполнителя музыки (соло или в
коллективе);
—передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание,
выражать настроение, чувства, личное отношение к исполняемому
произведению;
—осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи,
понимать культурные нормы и значение интонации в повседневном общении.
Вербальная коммуникация:
—воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
целями и условиями общения в знакомой среде;
—приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о
содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений в
соответствии с задачами коммуникации;
—проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила
ведения диалога и дискуссии;
—признавать возможность существования разных точек зрения;
—корректно и аргументированно высказывать своѐ мнение;
—строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

—создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение,
повествование);
—готовить небольшие публичные выступления;
—подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту
выступления.
Совместная деятельность (сотрудничество):
—стремиться к объединению усилий, эмоциональной эмпатии в ситуациях
совместного восприятия, исполнения музыки;
—переключаться между различными формами коллективной, групповой и
индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, выбирать наиболее
эффективные формы взаимодействия при решении поставленной задачи;
—продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками
при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во
внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
—формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с
учѐтом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на
основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных
шагов и сроков;
—принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по еѐ
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения,
подчиняться;
—ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий
результат;
—выполнять совместные проектные, творческие задания с опорой на
предложенные образцы.
3. Овладение универсальными регулятивными действиями
Самоорганизация:
—овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности;
—планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
—выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:
—устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
—позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
—освоение способами решения проблем творческого и поискового характера в
процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
—корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в
музыкально-творческой деятельности:
—с интересом занимаются музыкой, любят петь, играть на доступных
музыкальных инструментах, умеют слушать серьѐзную музыку, знают правила
поведения в театре, концертном зале;
—сознательно стремятся к развитию своих музыкальных способностей;

—осознают разнообразие форм и направлений музыкального искусства, могут
назвать музыкальные произведения, композиторов, исполнителей, которые им
нравятся, аргументировать свой выбор;
—имеют опыт восприятия, исполнения музыки разных жанров, творческой
деятельности в различных смежных видах искусства;
—с уважением относятся к достижениям отечественной музыкальной культуры;
—стремятся к расширению своего музыкального кругозора.
—формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовнонравственном развитии;
—формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале
музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и
интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
—формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или
какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
—умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным
произведениям;
—умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и
музыкально-пластических
композиций,
исполнении
вокально-хоровых
произведений, в импровизациях.
2. Содержание учебного курса
Наименование разделов учебной программы и характеристика основных
содержательных линий.
Основное содержание курса представлено следующими содержательными
линиями: ""Музыка в жизни человека", "Основные закономерности
музыкального искусства", "Музыкальная картина мира".
Музыка в жизни человека. Истоки возникновения музыки. Рождение музыки
как естественное проявление человеческих чувств. Звучание окружающей
жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.
Обобщѐнное представление об основных образно-эмоциональных сферах
музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и
их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет,
симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл.
Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России.
Музыкальный и поэтический фольклор. Историческое прошлое в музыкальных
образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных
композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.
Основные закономерности музыкального искусства. Интонационнообразная
природа
музыкального
искусства.
Выразительность
и
изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение
эмоций и мыслей.
Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация - источник
музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности.
Музыкальная речь как способ общения между людьми, еѐ эмоциональное
воздействие. Композитор-исполнитель-слушатель. Особенности музыкальной

речи в сочинениях композиторов, еѐ выразительный смысл. Нотная запись как
способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты.
Развитие музыки - сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека,
музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приѐмы
музыкального развития.
Формы построения музыки как обобщѐнное выражение художественнообразного содержания произведений. Формы одночастные, двух- и трехчастные,
вариации, рондо и др.
Музыкальная картина мира. Интонационное богатство музыкального мира.
Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и
инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся
исполнительские коллективы. Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали
музыкантов. Музыка для детей.
Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая,
оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский,
женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры:
симфонический, духовой, народных инструментов.
Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира.
Многообразие
этнокультурных,
исторически
сложившихся
традиций.
Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и
музыкальный язык.
Наименование разделов учебной программы и характеристика основных
содержательных линий в рабочей программе совпадают в полном объѐме с
авторской программой по музыке.
1 класс
Содержание программы первого года делится на два раздела: ―Музыка вокруг
нас‖ (посвящены музыке и ее роли в повседневной жизни человека) и
второго полугодия ―Музыка и ты‖ (знакомство с музыкой в широком
культорологическом контексте). Учащиеся должны почувствовать, осознать и
постичь своеобразие выражения в музыкальных произведениях чувств и
мыслей человека, отображения окружающего его мира.
Раздел 1. «Музыка вокруг нас» (16ч)
Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Композитор –
исполнитель – слушатель. Песни, танцы и марши — основа многообразных
жизненно-музыкальных впечатлений детей. Музыкальные инструменты. Песни,
танцы и марши — основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений
детей. Музы водят хоровод. Мелодия – душа музыки. Образы осенней природы в
музыке. Словарь эмоций. Музыкальная азбука. Музыкальные инструменты:
свирель, дудочка, рожок, гусли, флейта, арфа. Звучащие картины. Русский
былинный сказ о гусляре Садко. Музыка в праздновании Рождества Христова.
Музыкальный театр: балет.
Первые
опыты вокальных, ритмических и пластических импровизаций.
Выразительное исполнение сочинений разных жанров и стилей.
Раздел 2. "Музыка и ты" (17ч)

Музыка в жизни ребенка. Образы родного края. Роль поэта, художника,
композитора в изображении картин природы (слова- краски-звуки). Образы
утренней и вечерней природы в музыке. Музыкальные портреты. Разыгрывание
музыкальной сказки. Образы защитников Отечества в музыке. Мамин праздник
и музыкальные произведения. Музыкальные инструменты: лютня, клавесин,
фортепиано, гитара. звучащие картины. Алжирская сказка "Чудесная лютня".
Музыка в цирке. Музыкальный театр: опера. Музыка в кино. Афиша
музыкального спектакля, программа концерта для родителей. Музыкальный
словарик.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных
жанров и стилей.
2 класс
Раздел 1. «Россия — Родина моя» (3ч)
Образы родного края в музыке. Песенность как отличительная черта русской
музыки. Музыкальный пейзаж. Государственные символы России. Гимн главная песня нашей родины; герб, флаг. Средства музыкальной
выразительности. Художественные символы России.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных
жанров и стилей.
Раздел 2. «День, полный событий» (6ч)
Мир ребенка в музыкальных интонациях, темах и образах детских пьес П.
Чайковского и С. Прокофьева. Песенность, танцевальность, маршевость в
передаче содержания и эмоционального строя музыкальных сочинений. природа,
детские игры и забавы, сказка в музыке, колыбельные песни. Своеобразие
музыкального языка композиторов, сходство и различие.
Музыкальный
инструмент - фортепиано и его выразительные возможности. Звучащие картины.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных
жанров и стилей.
Раздел 3. «О России петь — что стремиться в храм» (5ч)
Колокольные звоны России. Звучащие картины. Музыкальный пейзаж. Святые
земли Русской: Александр Невский, Сергий Радонежский. Воплощение их
образов в музыке различных жанров. Народные песнопения, кантата. Жанр
молитвы. праздники русской православной церкви. Рождество Христово.
Рождественские песнопения и колядки.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных
жанров и стилей.
Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4ч)
Фольклор - народная мудрость. Русские народные инструменты. Оркестр
русских народных инструментов. Мотив, напев, наигрыш. Вариации в русской
народной музыке. Ритмическая партитура. Музыка в народном стиле. Традиции
народного музицирования. Обряды и праздники русского народа: проводы зимы
(Масленица), встреча весны.
Разыгрывание народных песен: песня - игра, песня-диалог, песня-хоровод.
Опыты сочинения мелодий на тексты народных песенок, закличек, потешек.

Выразительное, интонационно осмысленное исполнение русских народных
песен, танцев, инструментальных наигрышей разных жанров.
Раздел 5. «В музыкальном театре» (5ч)
Опера и балет. Многообразие сюжетов и образов музыкального спектакля.
Песенность, танцевальность, маршевость в опере и балете. Симфонический
оркестр. Роль дирижѐра, режиссѐра, художника в создании музыкального
спектакля. Элементы оперного и балетного спектакля. Увертюра. Музыкальные
темы - характеристики действующих лиц. Детский музыкальный театр.
Ролевая игра дирижѐра. Сценическое воплощение учащимся отдельных
фрагментов
музыкальных
спектаклей.
Выразительное,
интонационно
осмысленное исполнение тем-характеристик действующих лиц опер и балетов.
Раздел 6. «В концертном зале» (5ч)
Жанровое многообразие инструментальной и симфонической музыки.
Симфоническая сказка С. Прокофьева: тембры инструментов и различных групп
инструментов
симфонического
оркестра.
Музыкальная
живопись.
Выразительность и изобразительность В.-А. Моцарта, М. Мусоргского. Жанры
симфонической музыки: увертюра, симфония. Партитура. Взаимодействие темобразов: повтор, контраст.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных
жанров и стилей.
Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» (6ч)
Композитор — исполнитель — слушатель. Интонационная природа музыки.
Музыкальная речь и музыкальный язык. Музыкальные инструменты - орган.
Выразительность и изобразительность музыки. Жанры музыки. Сочинения И.-С.
Баха, М. Глинки, В.А. Моцарта, Г. Свиридова, Д. Кабалевского. Жанры
Музыки. Музыкальные и живописные пейзажи. Международные конкурсы
исполнителей Темы, сюжеты и образы музыки С. Прокофьева, П. Чайковского.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных
жанров и стилей.
3 класс
Раздел 1. «Россия — Родина моя» (5ч)
Песенность русской музыки. Образы родной природы в романсах русских
композиторов. Лирические образы вокальной музыки. Звучащие картины.
Образы Родины, защитников Отечества в различных жанрах музыки: кант,
народная песня, кантата, опера. Форма-композиция, приѐмы развития и
особенности музыкального языка различных произведений.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных
жанров и стилей.
Раздел 2. «День, полный событий» (4ч)
Жизненно-музыкальные впечатления ребѐнка с утра до вечера. Образы
природы, портрет в вокальной и инструментальной музыке. Выразительность и
изобразительность музыки разных жанров и стилей композиторов. Сценическое
воплощение отдельных сочинений программного характера.

Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных
жанров и стилей.
Раздел 3. «О России петь — что стремиться в храм» (4ч)
Древнейшая песнь материнства. Образы Богородицы в музыке, поэзии,
изобразительном искусстве. Икона Владимирской Богоматери - величайшая
святыня Руси. Праздники русской православной церкви: Вербное воскресение,
Крещение Руси. Святые земли Русской - княгиня Ольга и князь Владимир.
Песнопения и молитвы в церковь богослужении, песни и хоры современных
композиторов, воспевающие красоту материнства, любовь, добро.
Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4ч)
Жанр былины в русском музыкальном фольклоре. Особенности
повествования. Певцы-гусляры. Образы былинных сказителей, певцовмузыкантов, народные традиции и обряды в музыке русских композиторов.
Мелодии в народном стиле. Имитация тембров русских народных инструментов
в звучании симфонического оркестра. Звучащие картины. Сценическое
воплощение отдельных фрагментов оперных спектаклей. Выразительное,
интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей.
Раздел 5. «В музыкальном театре» (6ч)
Путешествие в музыкальный театр. Обобщение и систематизация жизненномузыкальных представлений школьников об особенностях оперного и балетного
спектаклей.
Сравнительный
анализ
музыкальных
тем-характеристик
действующих лиц, сценических ситуаций, драматургии в операх и балетах.
Мюзикл - жанр лѐгкой музыки. Особенности музыкального языка, манеры
исполнения.
Сценическое воплощение учащимися отдельных фрагментов музыкальных
спектаклей. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений
разных жанров и стилей.
Раздел 6. «В концертном зале» (6ч)
Жанр инструментального концерта. Мастерство композиторов и исполнителей
в воплощении диалога солиста и симфонического оркестра. "Вторая жизнь"
народной песни в инструментальном концерте. Музыкальные инструменты:
флейта, скрипка, их выразительные возможности. Выдающиеся скрипичные
мастера и исполнители. Звучащие картины. Контрастные образы программной
сюиты, симфонии. Особенности драматургии. Музыкальная форма. Темы,
сюжеты
и
образы
музыки
Л.
Бетховена.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных
жанров и стилей.
Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» (5ч)
Музыка - источник вдохновения, надежды и радости жизни . Роль
композитора, исполнителя, слушателя в создании и бытовании музыкальных
сочинений. Сходство и различие музыкальной речи разных композиторов.
Образы природы в музыке Г. Свиридова. Музыкальные интонации.

Джаз - искусство XX века. Особенности мелодики, ритма, тембров
инструментов, манеры исполнения в джазовой музыке. Импровизация как
основа джаза. Дж. Гершвин и симфоджаз. Известные джазовые музыкантыисполнители.
Мир музыки С. Прокофьева. П. Чайковский и Э. Григ - певцы русской природы.
Ода как жанр литературного и музыкального творчества. Жанровая общность
оды, канта, гимна. Мелодии прошлого, которые знает весь мир.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных
жанров и стилей.
4 класс
Раздел 1. «Россия — Родина моя» (3ч)
Красота родной земли, человека в народной музыке и сочинениях русских
композиторов. Общность интонаций народного и композиторского
музыкального творчества. Тайна рождения песни. Многообразие жанров
народных песен; особенности интонаций, ритмов, композиционного строя,
манеры исполнения. Лирические образы музыки С. Рахманинова,
патриотическая тема в музыке М. Глинки (опера), С. Прокофьева. Звучащие
картины.
Вокальные импровизации на заданный текст. Выразительное, интонационно
осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей.
Раздел 2. «День, полный событий» (6ч)
"В краю великих вдохновений...". Один день с А. Пушкиным. Михайловское:
музыкально-поэтические образы природы, сказок в творчестве русских
композиторов. Многообразие жанров народной музыки. Святогорский
монастырь: колокольные звоны. Тригорское: музыкально-литературные вечера романсы, инструментальное музицирование. Музыкальность поэзии А.
Пушкина.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных
жанров и стилей.
Раздел 3. «О России петь — что стремиться в храм» (4ч)
Нравственные подвиги святых земли Русской, их почитание и восхваление.
Святые Кирилл и Мефодий - создатели славянской письменности. Религиозные
песнопения. Праздники в Русской православной церкви: Пасха - "праздников
праздник, торжество из торжеств". Церковные и народные традиции праздника.
Образ светлого Христова Воскресения в музыке русских композиторов.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных
жанров и стилей
Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (3ч)
Народная песня — летопись жизни народа и источник вдохновения
композиторов разных стран и эпох. Сюжеты, образы, жанры народных песен.
Музыка в народном стиле. Приѐмы развития: повтор, контраст, вариационность,
импровизационность. Единство слова, напева, инструментального наигрыша,

движений, среды бытования в образцах народного творчества. Устная и
письменная традиция сохранения и передачи музыкального фольклора.
Музыкальные инструменты России: балалайка, гармонь, баян и др. Оркестр
русских народных инструментов. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и
музыкантах. Вариации в народной и композиторской музыке. Церковные и
народные праздники на Руси: Троица. Икона "Троица" А. Рублѐва.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных
жанров и стилей.
Раздел 5 «В концертном зале» (5ч)
Различные жанры и образные сферы вокальной, камерной инструментальной и
симфонической музыки. Особенности музыкальной драматургии. Интонации
народной музыки в творчестве Ф. Шопена (полонезы, мазурки, вальсы,
прелюдии), М. Глинки (баркарола, хота).
Музыкальные инструменты: виолончель, скрипка. Симфонический оркестр.
Известные дирижѐры и исполнительские коллективы.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных
жанров и стилей.
Раздел 6. «В музыкальном театре» (6ч)
События отечественной истории в творчестве М. Глинки, М. Мусоргского, С.
Прокофьева. Опера. Музыкальная тема - характеристика действующих лиц.
Ария, речитатив, песня, танцы и др. Линии драматургического развития в опере.
Основные
приѐмы
драматургии:
контраст,
сопоставление,
повтор,
вариативность.
Балет. Особенности развития музыкальных образов в балете А. Хачатуряна, И.
Стравинского. Народные мотивы и своеобразие музыкального языка.
Восточные мотивы творчестве русских композиторов. Орнаментальная
мелодика.
Жанры легкой музыки: оперетта, мюзикл. Особенности мелодики, ритмики,
манеры исполнения.
Сценическое воплощение учащимися отдельных фрагментов музыкальных
спектаклей. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений
разных жанров и стилей.
Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (7ч)
Произведения
композиторов-классиков
и
мастерство
известных
исполнителей. Сходство и различие музыкального языка разных эпох,
композиторов, народов. Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах.
Интонационная
выразительность
музыкальной
речи.
Музыкальные
инструменты: гитара. Классические и современные образцы гитарной музыки.
Обработка. Переложение. Импровизация. Образы былин и сказок в
произведениях Н. Римского-Корсакова. Образы Родины в музыке М.
Мусоргского.

Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных
жанров и стилей.
Таблица тематического распределения количества часов
Количество часов
№
п/п

1
2

Авторс
Рабочая
программа по
кая
классам
програ
1 кл.
2 кл.
3 кл.
4кл
мма
16
16
Музыка вокруг нас
17
17
Музыка и ты
Разделы, темы

3

Россия - Родина
моя

11

-

3

5

3

4

День,
событий

полный

16

-

6

4

6

5

"О России петь что стремиться в
храм"

13

-

5

4

4

6

Гори, гори ясно,
чтобы не погасло!

11

-

4

4

3

7

В
музыкальном
театре

17

-

5

6

6

8

В концертном зале

16

-

5

6

5

Чтоб музыкантом
9 быть, так надобно
уменье...

18

-

6

5

7

135ч

33ч

34ч

34ч

34ч

Всего

3.Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы
воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой
темы

1 класс
Раздел

Кол-во
часов

Раздел 1. (16ч)
«Музыка
вокруг
нас»

Темы

Кол-во
часов

Основные виды
деятельности (на
уровне универсальных
учебных действий)

Основные
направлени
я
воспитател
ьной
деятельност
и

1.И муза вечная со
мной! Хоровод муз .
2.Повсюду музыка
слышна
3. Душа музыкимелодия.
4.Музыка осени.

1

3, 5

5.Сочини мелодию.

1

6.Азбука,азбука
каждому
нужна…Музыкальная
азбука.
7.Музыкальные
инструменты.
8. Обобщающий урок 1
четверти.
9. « Садко»(из русского
былинного сказа
10.Музыкальные
картины.
11.Звучащие картины.

1

12. Разыграй песню.

1

13.Пришло Рождество,
начинается торжество
14.Родной обычай
старины.
15.Добрый праздник
среди зимы.

1

Наблюдать за музыкой в
жизни человека.
Различать настроения,
чувства и характер
человека, выраженные в
музыке.
Проявлять
эмоциональную
отзывчивость,
личностное отношение
при восприятии музыки.
Исполнять песни.
Сравнивать
музыкальные и речевые
интонации, определять
их сходство и различие.
Осуществлять первые
опыты
Инсценировать
музыкальные образы
песен, пьес, народных
сказок.
Участвовать в
совместной деятельности
при воплощении
различных музыкальных
образов.
Знакомиться с
элементами нотной
записи.
Выявлять сходство и
различия музыкальных и
живописных образов.
Подбирать стихи и
рассказы,
соответствующие
настроению
музыкальных образов.
Моделировать в графике

1
1
1

1
1
1
1
1

1
1

16.Обобщающий урок 2 1
четверти.

3,5
2,3,5
3,4,5,7
3,5,7
3, 4,5,7

3,5
1-7
3,5
3,4,5
3,4,5
3,5,7
2,3,5
1,2,3,4,5
2,3,5

1-7

особенности песни,
танца, марша.
Раздел 2. (17ч)
"Музыка
и ты"

2 класс
Раздел 1.
Россия –
Родина
моя

17. Край, в котором ты
живешь.
18. Поэт, художник,
композитор.
19. Музыка утра.
Музыка вечера.
20. Музыкальные
портреты.
21 Разыграй сказку
(Баба-Яга. Русская
сказка)
22. У каждого свой
инструмент.
23. Музы не молчали.

1

24. Музыкальные
инструменты.
25. Мамин праздник.

1

26. Музыкальные
инструменты. Чудесная
лютня.
27. Звучащие картины.

1

28. Обобщающий урок
3 четверти
29. Музыка в цирке

1

30. Дом, который
звучит. Опера-сказка.
31. Ничего на свете
лучше нету. Афиша.
32. Программа. Твой
музыкальный словарик.
33. Обобщающий урок
4 четверти –
заключительный урок –
концерт.

1

1
1
1
1

1
1

1

1

1

1
1
1

Сравнивать
музыкальные
произведения разных
жанров.
Исполнять различные по
характеру музыкальные
сочинения
Сравнивать речевые и
музыкальные интонации,
выявлять их
принадлежность к
различным жанрам
музыки.
Импровизировать в
характере основных
жанров музыки.
Разучивать и исполнять
образцы музыкально –
поэтического творчества.
Разыгрывать народные
песни, участвовать в
коллективных играх –
драматизациях.
Подбирать изображения
знакомых музыкальных
инструментов к
соответствующей
музыке.
Инсценировать песни,
танцы, марши.
Составлять афишу и
программу концерта,
музыкального спектакля.
Участвовать в
подготовке и проведении
заключительного урока –
концерта.

1,2,3,4,5,7

Размышлять о
музыкальных
произведениях как
способе выражения
чувств и мыслей
человека.
Эмоционально

1,3,4,5,7

3,5
3,5,8
3,4,5
1,3,5,7

3,5
3,5
3,5
2,3,5
3,5

3,4,5
1-7
3,5
3,5
3,4,5
3,5
1-7

(3ч)
1. Музыкальные образы 1
родного края.
Песенность –
отличительная черта
русской музыки
2.Мелодия – душа
1
музыки. Композитор,

2,3,5

Раздел 2.
День,
полный
событий

исполнитель,
слушатель
3.Песни России. Гимн – 1
главная песня моей
Родины.

воспринимать народное
и профессиональное
музыкальное творчество
разных стран мира и
народов России и
высказывать мнение о
его содержании.
Исследовать: выявлять
общность истоков и
особенности народной и
профессиональной
музыки.
Использовать и
разыгрывать народные
песни, участвовать в
коллективных играх –
драматизациях.
Общаться и
взаимодействовать в
процессе ансамблевого,
коллективного
воплощения различных
художественных
образов.
Узнавать образцы
народного музыкально –
поэтического творчества
и музыкального
фольклора России.
Импровизировать на
заданные тексты.
Выразительно,
интонационно
осмысленно исполнять
сочинения разных
жанров и стилей.
Подбирать
ассоциативные ряды
художественным
произведениям
различных видов
искусства.

4. Мир ребѐнка в
музыкальных
интонациях и образах.
Музыкальные
впечатления с утра до
вечера
5. Природа и музыка.
Прогулки
6. Разные жанры

Сравнивать
музыкальные образы
народных и церковных
праздников.
Сопоставлять
выразительные
особенности языка
музыки, живописи,
иконы, фрески,

1,2,3,4,5

(6 ч.)
1

1
1

2,3,5

2,3,4,5,7
1,3,4,5

танцев: вальс, полька,
тарантелла, русская
пляска
7 Разные жанры
маршей: игрушечный,
детский и др.
Интонация шага. Ритм
марша. Сказка о
барабанах
8. Сказочные образы в
музыке. Жанр
колыбельных песен
9. Обобщение тем
«Россия – Родина моя»
и «День, полный
событий»
Раздел 3.
О России
петь – что
стремитьс
я в храм

1

1

1

скульптуры.
Рассуждать о значении
колокольных звонов и
колокольности в музыке
русских композиторов.
Сочинять мелодии на
поэтические тексты.
Осуществлять
собственный
музыкальноисполнительский
замысел в пении и
разного рода
импровизаций.
Интонационно
осмысленно исполнять
сочинения разных
жанров и стилей.

3,5

3,4,5

1-7

(5 ч.)
10. Колокольные звоны
России. Звучащие
картины .
11. Святые земли
Русской. Князь
Александр невский.
Фрагменты из кантаты
«Александр Невский»
12. Святые земли
Русской. Сергий
Радонежский
13. Народные
песнопения. Молитва
(пьесы из «Детского
альбома» П.
Чайковского). Музыка
в православном храме.
14. Праздник
православной церкви
Рождество Христово.
Рождественские
народные песнопения

1

1

1

1

1

Выявлять выразительные
и изобразительные
особенности музыки
русских композиторов и
поэзии АА. Пушкина.
Понимать особенности
построения (формы)
музыкальных и
литературных
произведений.
Распознавать их
художественный смысл.
Анализировать и
обобщать жанрово –
стилистические
особенности
музыкальных
произведений.
Интонационно
осмысленно исполнять
сочинения разных
жанров и стилей.
Выполнять творческие
задания из рабочей
тетради.
Участвовать в
коллективной
музыкально –
творческой
деятельности, в
инсценировках
произведений разных
жанров и форм (песни,

1,3,5

1,2,3,5

1,2,3,5

1,2,3,5

1,2,3,5

танцы, фрагменты из
произведений, оперы).
Определять виды
музыки, сопоставлять
музыкальные образы в
звучании различных
музыкальных
инструментов.
Интонационно
осмысленно исполнять
сочинения разных
жанров и стилей.
Раздел 4.
Гори,
гори ясно,
чтобы не
погасло!

(4ч)
15 Музыка на
новогоднем празднике.
Обобщение тем 1
полугодия
16.. Русские народные
инструменты. Оркестр
русских народных
инструментов.
Плясовые наигрыши
17. Фольклор –
народная мудрость.
Песни русского народа
18. Музыка в народном
стиле. Мотив, напев,
наигрыш.

(5ч)
Раздел

5.

1

1

1

1

Различать тембры
народных музыкальных
инструментов и
оркестров.
Знать народные обычаи,
обряды, особенности
проведения народных
праздников.
Исследовать историю
создания музыкальных
инструментов.
Общаться и
взаимодействовать в
процессе ансамблевого,
коллективного (хорового
и инструментального)
воплощения различных
художественных
образов.
Осуществлять опыты
импровизации сочинения
на предлагаемые тексты.
Овладевать приемами
мелодического
варьирования.
Рассуждать о значении
преобразующей силы
музыки.
Создавать и предлагать
собственный
исполнительский план
разучиваемых
музыкальных
произведений.
Интонационно
осмысленно исполнять
сочинения разных
жанров и стилей.

2,3,5

1,3,5

1,2,3,4,5

3,5

В
музыкаль
ном
театре

Раздел 6.
(5ч)
В
концертно
м зале

19. Музыка в народном
стиле. Мотив, напев,
наигрыш
20. Праздники русского
народа. Встреча весны.
Песенки – заклички.
Игры на празднике
21. Сказка будет
впереди. Детский
музыкальный театр.
Опера на сказочный
сюжет.
22. Детский
музыкальный театр.
Балет на сказочный
сюжет.
23. Большой театр
России. Песенность,
танцевальность и
маршевость в музыке
опер и балетов.
Симфонический
оркестр: волшебная
палочка дирижѐра

1

24. Опера «Руслан и
Людмила» М. Глинки.
Сцены из оперы,
увертюра, финал
25 Жанр

1

1

1

1

1

1

Определять и соотносить
различные по смыслу и
интонации
(выразительные и
изобразительные) на
слух и по нотному
письму, графическому
изображению.
Наблюдать за процессом
и результатом
музыкального развития
на основе сходства и
различия интонаций,
тем, образов
Узнавать по звучанию
различные виды музыки
(вокальная,
инструментальная;
сольная, хоровая,
оркестровая) из
произведений
программы.
Распознавать
художественный смысл
различных музыкальных
форм.
Передавать в пении,
драматизации,
музыкальнопластическом движении,
инструментальном
музыцировании,
импровизации и др.
образное содержание
музыкальных
произведений различных
форм и жанров.
Корректировать
собственное исполнение.
Соотносить особенности
музыкального языка
русской и зарубежной
музыки. Интонационно
осмысленно исполнять
сочинения разных
жанров и стилей.

3,5

1,3,5,7

3,4,5

3,4,5

1,3,4,5

Оценивать и соотносить 1,3,5
содержание и
музыкальный язык
народного и
профессионального
2,3,5

симфонической сказки.
Темы главных героев,
тембры инструментов
симфонического
оркестра. Партитура.
Обобщение материала
26. Музыкальные
портреты и образы
фортепианной сюиты
«Картинки с выставки»
М. Мусоргского
27. Мир музыки
В.А.Моцарта: увертюра
к опере «Свадьба
Фигаро»
28. Волшебный цветиксемицветик. Интонация
- главное свойство
музыки. Средства
музыкальной
выразительности.

Раздел 7.
Чтоб
музыкант
ом быть,
так
надобно
уменье

1

1

1

музыкального и
творчества разных стран
мира и народов России.
Воплощать особенности
музыки и
исполнительской
деятельности с
использованием знаний
основных средств
музыкальной
выразительности.
Определять
особенности
взаимодействия и
развития различных
образов музыкального
спектакля.
Участвовать в
сценическом
воплощении отдельных
фрагментов оперы,
балета, оперетты.
Исполнять свои
музыкальные
композиции на
школьных концертах и
праздниках.
Оценивать собственную
творческую
деятельность.
Выразительно ,
интонационно
осмысленно исполнять
сочинения разных
жанров и стилей.

3,5

3,5

2,3,4,5

(6ч)
29. Выразительность и
изобразительность в
музыке разных
композиторов
30. Песни, танцы,
марши в музыке Д.
Кабалевского. Природа
и музыка. Мажор и
минор в музыке
31.Конкурс
исполнителей имени
П.И,Чайковского. Жанр
инструментального
концерта.
32 Мир композитора:
С.Прокофьев и

1

1

1

1

Наблюдать за музыкой в
жизни человека.
Различать настроения,
чувства и характер человека, выраженные в
музыке.
Проявлять
эмоциональную
отзывчивость, личностное отношение при
восприятии и
исполнении
музыкальных
произведений. Словарь
эмоций.
Исполнять песни (соло,

3,5

3,5,7

3,5

3,5

П.Чайковкий.
33. Композитор –
исполнитель –
слушатель. Могут ли
иссякнуть мелодии?
З4. Заключительный
урок – концерт.
Обобщение тем года.

Итого

34 ч.

Раздел 1.
Россия –
Родина
моя.

(5ч)

1

1

ансамблем, хором)
Инсценировать песни,
3,5
танцы, марши из детских
опер и из музыки к
кинофильмам и
демонстрировать их на 1-7
концертах для
родителей, школьных
праздниках и т. п.
Составлять афишу и
программу концерта, музыкального спектакля,
школьного праздника.
Участвовать в
подготовке и проведении
заключительного урокаконцерта.

34 ч.
3 класс

Раздел 2.

(4ч)

1. Мелодия – душа
музыки.
2. Природа и музыка.
Звучащие картины.
3. Виват, Россия!

1

4. Наша слава – русская
держава. Кантата
«Александр Невский".
Опера «Иван Сусанин».
5. Родина моя! Русская
земля...Да будет во
веки веков сильна

1

1
1

1

Выявлять настроения и
чувства человека,
выраженные в музыке.
Выражать своѐ
эмоциональное
отношение к искусству в
процессе исполнения
музыкальных
произведений (пение,
художественное
движение, пластическое
интонирование и др.).
Петь мелодии с
ориентацией на нотную
запись.
Передавать в
импровизации
интонационную
выразительность
музыкальной и
поэтической речи.
Знать песни о
героических событиях
истории Отечества и
исполнять их на уроках и
школьных праздниках.
Интонационно
осмысленно исполнять
сочинения разных.

2,3,5
3,4,5,7
1,3,4,5
1,3,4,5

1,3,4,5

День,
полный
событий.

Раздел 3.
О России
петь – что
стремитьс
я в храм

6. Утро. Портрет в
музыке.
7. В каждой интонации
спрятан человек.
В детской. Игры и
игрушки.
8. На прогулке. Вечер

1

9. Обобщающий урок 1
четверти.

1

10. Радуйся, Мария!
Богородице Дево,
радуйся
11. Древнейшая песнь
материнства.
Тихая моя, нежная моя,

1

1

1

Распознавать и
оценивать
выразительные и
изобразительные
особенности музыки в их
взаимодействии.
Понимать
художественно-образное
содержание
музыкального
произведения и
раскрывать средства
его воплощения.
Передавать
интонационномелодические
особенности
музыкального образа в
слове, рисунке,
движении.
Находить
(обнаруживать)
общность интонаций в
музыке, живописи,
поэзии. Разрабатывать
сценарии отдельных
сочинений программного
характера и
разыгрывать их.
Выразительно,
интонационно
осмысленно исполнять
сочинения разных
жанров и стилей соло, в
ансамбле, хоре, оркестре.
Выявлять
ассоциативно-образные
связи музыкальных и
живописных
произведений.
Участвовать в
сценическом
воплощении отдельных
сочинений программного
характера.

3,5,7

Обнаруживать сходство
и различие русских и
западноевропейских
произведений
религиозного искусства
(музыка, архитектура,

2,3,5

3,5

3,5,7
1-7

(4ч)

1

2,3,5

добрая моя, мама!
12. Вербное
воскресенье. Вербочки.
13. Святые земли
Русской.

Раздел 4.
Гори,
гори ясно,
чтобы не
погасло!

Раздел 5.
В
музыкаль
ном
театре.

1
1

живопись).
Определять образный
2,3,5
строй музыки с
помощью словаря
2,3,5
эмоций.
Знакомиться с жанрами
церковной музыки
(тропарь, молитва,
величание), песнями,
балладой на религиозные
сюжеты.
Иметь представление о
религиозных праздниках
и народных традициях
их воплощения.

(4ч)
14. Настрою гусли на
старинный лад…
Певцы русской
старины
15. Былина о Садко и
Морском царе. Лель,
мой Лель...
16. Звучащие картины.
Прощание с
Масленицей.
17. Обобщающий урок
2 четверти

1

18. Опера "Руслан и
Людмила": Я славил
лирою преданья.
Фарлаф. Увертюра.
19. Опера "Орфей и
Эвридика"
20. Опера
"Снегурочка".
Волшебное дитя
природы. Полна чудес
могучая природа...
21. В заповедном лесу.

1

1

1

1

Выявлять общность
жизненных истоков и
особенности народного и
профессионального
музыкального
творчества. Рассуждать
о значении повтора,
контраста,
сопоставление как
способов развития
музыки. Разыгрывать
народные песни по
ролям, участвовать в
коллективных играхдраматизациях.
Принимать участие в
традиционных народных
праздниках.
Выразительно,
интонационно
осмысленно исполнять
сочинения разных
жанров и стилей.

1,3,5,

Рассуждать о значении
дирижѐра, режиссѐра,
художникапостановщика в
создании музыкального
спектакля.
Участвовать в
сценическом
воплощении отдельных
фрагментов
музыкального спектакля
(дирижѐр, режиссѐр,

1,3,5

1,3,5

2,3,5

1-7

(6ч)

1
1

1

3,5
3,5,7

3,5,7

Океан - море синее.
22. Балет "Спящая
красавица". Две феи.
Сцена на балу.
23. В современных
ритмах.

Раздел 6.
(6ч)
В
концертно
м зале.

1

1

24. Музыкальное
состязание.
Музыкальные
инструменты (флейта)
25. Звучащие картины.
Музыкальные
инструменты (скрипка).
26. Сюита "Пер Гюнт".
Странствия Пера
Гюнта. Севера песня
родная.
27. "Героическая".
Призыв к мужеству.
Вторая часть
симфонии. Финал
симфонии.
28. Мир Бетховена.

1

29. Обобщающий урок
3 четверти

1

1

1

1

1

действующие лица и
др.). Рассуждать о
смысле и значении
вступления, увертюры к
опере и балету.
Сравнивать образное
содержание
музыкальных тем по
нотной записи.
Воплощать в пении или
в пластическом
интонировании
сценические образы на
уроках и школьных
концертах.
Исполнять
интонационно
осмысленно мелодии
песен, тем из мюзиклов,
опер, балетов.
Наблюдать за развитием
музыки разных форм и
жанров.
Узнавать стилевые
особенности,
характерные черты
музыкальной речи
разных композиторов.
Моделировать в
графике звуковысотные
и ритмические
особенности мелодики
произведения.
Определять виды
музыки, сопоставлять
музыкальные образы в
звучании различных
музыкальных
инструментов.
Различать на слух
старинную и
современную музыку.
Узнавать тембры
музыкальных
инструментов.
Называть
исполнительские
коллективы и имена
известных
отечественных и
зарубежных

3,5

3,5

3,5

3,5

3,5

2,3,5

3,5
1-7

исполнителей.
Раздел 7.
Чтоб
музыкант
ом быть,
так
надобно
уменье...

Итого

(5ч)
30. Чудо-музыка.
Острый ритм - джаза
звуки.
31. Люблю я грусть
твоих просторов. Мир
С. Прокофьева
32. Певцы родной
природы.
33. Прославим радость
на земле. Радость к
солнцу нас зовѐт.
34. Обобщающий урок
4 четверти заключительный урокконцерт.

34 ч.

1

1

1
1

1

Выявлять изменение
музыкальных образов,
озвученных различными
инструментами.
Разбираться в
элементах музыкальной
(нотной) грамоты.
Импровизировать
мелодии в соответствии
с поэтическим
содержанием в духе
песни, танца, марша.
Определять
особенности построения
(формы) музыкальных
сочинений. Различать
характерные черты языка
современной музыки.
Определять
принадлежность
музыкальных
произведений к тому или
иному жанру.
Инсценировать (в
группе, в паре)
музыкальные образы
песен, пьес
программного
содержания.
Участвовать в
подготовке
заключительного урокаконцерта.
Интонационно
осмысленно исполнять
сочинения разных
жанров и стилей.

3,5

Размышлять о
музыкальных
произведениях как
способе выражения
чувств и мыслей
человека.
Эмоционально
воспринимать народное

2,3,5

2,3,5

1,3,5,7
2,3,5,7

1-7

34 ч.
4 класс

Раздел 1.
Россия –
Родина
моя

(3ч)
1.Мелодия. Ты запой
мне ту песню...Что не
выразишь словами,
звуком на душу навей...
Как сложили песню.
Звучащие картины. Ты
откуда, русская,
зародилась, музыка?

1

1

1,3,5

Раздел 2. « (4 ч)
О России
петь – что
стремитьс
я в храм..»

Я пойду по полю
белому… На великий
праздник собралася
Русь!

1

и профессиональное
музыкальное творчество
разных стран мира и
народов России и
высказывать мнение о
его содержании.
Исследовать: выявлять
общность истоков и
особенности народной и
профессиональной
музыки.
Использовать и
разыгрывать народные
песни, участвовать в
коллективных играх –
драматизациях.
Общаться и
взаимодействовать в
процессе ансамблевого,
коллективного
воплощения различных
художественных
образов.
Узнавать образцы
народного музыкально –
поэтического творчества
и музыкального
фольклора России.
Импровизировать на
заданные тексты.
Выразительно,
интонационно
осмысленно исполнять
сочинения разных
жанров и стилей.
Подбирать
ассоциативные ряды
художественным
произведениям
различных видов
искусства.

1,2,3,5,7

4.Святые земли
Русской. Илья
Муромец. Кирилл и
Мефодий.
5. Праздников
праздник, торжество из
торжеств. Ангел
вопияше.
6. Родной обычай
старины.

1

Размышлять о
музыкальных
произведениях как
способе выражения
чувств и мыслей
человека.
Эмоционально
воспринимать народное
и профессиональное
музыкальное творчество

1,2,3,4,5,7

1

1

2,3,5

1,3,5

Раздел 3.
День,
полный
событий

7. Светлый праздник.

1

разных стран мира и
народов России и
высказывать мнение о
его содержании.
Исследовать: выявлять
общность истоков и
особенности народной и
профессиональной
музыки.
Использовать и
разыгрывать народные
песни, участвовать в
коллективных играх –
драматизациях.
Общаться и
взаимодействовать в
процессе ансамблевого,
коллективного
воплощения различных
художественных
образов.
Узнавать образцы
народного музыкально –
поэтического творчества
и музыкального
фольклора России.
Импровизировать на
заданные тексты.
Выразительно,
интонационно
осмысленно исполнять
сочинения разных
жанров и стилей.
Подбирать
ассоциативные ряды
художественным
произведениям
различных видов
искусства.

2,3,5

8.Приют спокойствия,
трудов и
вдохновенья…
9. Обобщающий урок 1
четверти.
10. Зимнее утро.
Зимний вечер.
11. Что за прелесть эти
сказки!
12. Три чуда.
Ярмарочное гулянье.
13. Святогорский

1

Сравнивать
музыкальные образы
народных и церковных
праздников.
Сопоставлять
выразительные
особенности языка
музыки, живописи,
иконы, фрески,
скульптуры.
Рассуждать о значении
колокольных звонов и

2,3,5

(6ч)

1
1
1
1
1

1-7
3,5,7
3,5
3,5
2,3,5

монастырь. Приют,
сияньем муз одетый..

Раздел 4.
Гори,
гори ясно,
чтобы не
погасло!

колокольности в музыке
русских композиторов.
Сочинять мелодии на
поэтические тексты.
Осуществлять
собственный
музыкальноисполнительский
замысел в пении и
разного рода
импровизаций.
Интонационно
осмысленно исполнять
сочинения разных
жанров и стилей.

(3ч)
14.Композитор -имя
ему народ.
Музыкальные
инструменты России.
15. Оркестр русских
народных
инструментов.
Музыкант – чародей.
16. Народные
праздники. "Троица".
Обобщающий урок 2
четверти.

1

1

1

Выявлять
выразительные и
изобразительные
особенности музыки
русских композиторов и
поэзии АА. Пушкина.
Понимать особенности
построения (формы)
музыкальных и
литературных
произведений.
Распознавать их
художественный смысл.
Анализировать и
обобщать жанрово –
стилистические
особенности
музыкальных
произведений.
Интонационно
осмысленно исполнять
сочинения разных
жанров и стилей.
Участвовать в
коллективной
музыкально –
творческой
деятельности, в
инсценировках
произведений разных
жанров и форм (песни,
танцы, фрагменты из
произведений, оперы).
Определять виды
музыки, сопоставлять
музыкальные образы в

3,5

1,3,5

2,3,5

звучании различных
музыкальных
инструментов.
Интонационно
осмысленно исполнять
сочинения разных
жанров и стилей.
Раздел 5.
(5ч)
В
концертно
м зале

Раздел 6.
В
музыкаль
ном
театре

17.Музыкальные
инструменты.
Вариации на тему
рококо.
18. Старый замок.
Счастье в сирени
живет…
19. Не молкнет сердце
чуткое Шопена…
20. Танцы, танцы,
танцы… Патетическая
соната.
21. Годы странствий.
Царит гармония
оркестра.

1

22.Опера «Иван
Сусанин»: Бал в замке
польского короля (2
действие).
23. За Русь мы все

1

1

1
1

1

Различать тембры
народных музыкальных
инструментов и
оркестров.
Знать народные обычаи,
обряды, особенности
проведения народных
праздников.
Исследовать историю
создания музыкальных
инструментов.
Общаться и
взаимодействовать в
процессе ансамблевого,
коллективного (хорового
и инструментального)
воплощения различных
художественных
образов.
Осуществлять опыты
импровизации сочинения
на предлагаемые тексты.
Овладевать приемами
мелодического
варьирования.
Рассуждать о значении
преобразующей силы
музыки.
Создавать и предлагать
собственный
исполнительский план
разучиваемых
музыкальных
произведений.
Интонационно
осмысленно исполнять
сочинения разных
жанров и стилей.

3,5

3,5,7

3,5
3,4,5,7

3,5

(6ч.)

1

Определять и
3,5
соотносить различные по
смыслу и интонации
(выразительные и
изобразительные) на
1,3,5,7,

стеной стоим…(3
действие). Сцена в
лесу(4 действие)
24. Исходила
младѐшенька. Русский
Восток. Сезам,
откройся!
25. Восточные мотивы.
Балет « Петрушка».
26.Театр музыкальной
комедии.
27. Обобщающий урок
3 четверти

Раздел 7.
Чтоб
музыкант
ом быть,
так
надобно
уменье...

1

1
1
1

слух и по нотному
письму, графическому
изображению.
Наблюдать за
процессом и результатом
музыкального развития
на основе сходства и
различия интонаций,
тем, образов
Узнавать по звучанию
различные виды музыки
(вокальная,
инструментальная;
сольная, хоровая,
оркестровая) из
произведений
программы.
Распознавать
художественный смысл
различных музыкальных
форм.
Передавать в пении,
драматизации,
музыкальнопластическом движении,
инструментальном
музыцировании,
импровизации и др.
образное содержание
музыкальных
произведений различных
форм и жанров.
Корректировать
собственное исполнение.
Соотносить
особенности
музыкального языка
русской и зарубежной
музыки. Интонационно
осмысленно исполнять
сочинения разных
жанров и стилей.

2,3,5,

3,4,5
3,5
1-7

(7ч)
28. Прелюдия.
Исповедь души.
Революционный этюд
29. Мастерство
исполнителя.
30. В интонации
спрятан человек
31.Музыкальные
инструменты.

1

1
1
1

Анализировать и
соотносить
выразительные и
изобразительные
интонации, музыкальные
темы в их взаимосвязи и
взаимодействии
Распознавать
художественный смысл

2,3,5

3,5
2,3,5
3,5

32. Музыкальный
сказочник.
33. Рассвет на Москвереке.
34. Обобщающий урок
4 четверти заключительный урокконцерт.

Итого

34 ч.

1
1
1

34 г.

различных музыкальных
форм.
3,5
Наблюдать за
процессом и результатом 1,3,4,5
музыкального развития в
произведениях разных
1-7
жанров.
Общаться и
взаимодействовать в
процессе коллективного
(хорового и
инструментального)
воплощения различных
художественных
образов.
Узнавать музыку (из
произведений,
представленных в
программе). Называть
имена выдающихся
композиторов и
исполнителей разных
стран мира.
Моделировать варианты
интерпретаций
музыкальных
произведений.
Личностно оценивать
музыку, звучащую на
уроке и вне школы.
Аргументировать свое
отношение к тем или
иным музыкальным
сочинениям
Определять взаимосвязь
музыки с другими
видами искусства:
литературой,
изобразительным
искусством, кино,
театром.
Оценивать свою
творческую
деятельность.

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методического объединения
учителей предметников
МБОУ СОШ № 16
от « 27 »августа 2021 г.
_____________ /С.Н.Левченко/

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по учебной работе
МБОУ СОШ №16
_______ /Т.В.Лавринова/
«27»августа 2021 г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».