Муниципальное образование Павловский район Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 16 имени Героя Советского Союза Константина Иосифовича Недорубова станицы Украинской _________________________________________________________________ УТВЕРЖДЕНО решением педагогического совета МБОУ СОШ № 16 от 31.08.2021 протокол № 1 Председатель ___________И.Н.Сосновая РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По технологии Уровень образования(класс) начальное общее образование , 1-4 классы Количество часов 135 Учитель, разработчик программы: Левченко Светлана Николаевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 16 им. К.И.Недорубова ст.Украинской Программа разработана в соответствии с ФГОС начального общего образования Программа разработана с учетом Примерной программы по учебным предметам «Технология» 1-4 классы», программы по предмету «Технология» Предметная линия учебников системы «Школа России» 1-4 классы, Москва Просвещение, 2019 г.. УМК: «Технология» Е.В.Лутцева, Т.П.Зуева 1-4 классы, Москва «Просвещение» 2021 г. 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета Изучение курса в соответствии с требованиями ФГОС НОО направлено на достижение следующих результатов. Личностными результатами изучения технологии является : 1. Гражданско-патриотическое воспитание: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, за свою семью; осознание своей этнической и национальной принадлежности; 2. Духовно-нравственное воспитание: внимательное и доброжелательное отношение к сверстникам, младшим и старшим, готовность прийти на помощь, заботливость, уверенность в себе, чуткость, доброжелательность, общительность, эмпатия, самостоятельность, самоуважение, ответственность, толерантность, трудолюбие, самооценка, учебная и социальная мотивация; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах поведения в обществе; 3.Эстетическое воспитание: развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в социальных ситуациях, связанных с исследовательской деятельностью; эмоционально-положительное восприятие и понимание красоты форм и образов природных объектов, образцов мировой и отечественной художественной культуры; проявление положительного отношения и интереса к различным видам творческой преобразующей деятельности, стремление к творческой самореализации; мотивация к творческому труду, работе на результат. 4. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла изучения малой родины; умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 5. Трудовое воспитание: - осознание ценности труда в жизни человека и общества, бережное отношение к результатам труда, интерес к различным профессиям. 6. Экологическое воспитание: - ответственное отношение к сохранению окружающей среды; - неприятие действий, приносящих ей вред. 7. Формирование представлений о ценности научного познания: - первоначальные представления о научной картине мира; - познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании. наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Предметными результатами изучения технологии является получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии; усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека; приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приѐмами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности; использование приобретѐнных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач; приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации; приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач. 1 класс К концу обучения в первом классе обучающийся научится: —правильно организовывать свой труд: своевременно подготавливать и убирать рабочее место, поддерживать порядок на нѐм в процессе труда; —применять правила безопасной работы ножницами, иглой и аккуратной работы с клеем; —действовать по предложенному образцу в соответствии с правилами рациональной разметки (разметка на изнаночной стороне материала; экономия материала при разметке); —определять названия и назначение основных инструментов и приспособлений для ручного труда (линейка, карандаш, ножницы, игла, шаблон, стека и др.), использовать их в практической работе; —определять наименования отдельных материалов (бумага, картон, фольга, пластилин, природные, текстильные материалы и пр.) и способы их обработки (сгибание, отрывание, сминание, резание, лепка и пр.); выполнять доступные технологические приѐмы ручной обработки материалов при изготовлении изделий; —ориентироваться в наименованиях основных технологических операций: разметка, сборка; выполнять разметку сгибанием, по шаблону, на глаз и от руки; заготовку деталей способами обрывания, вырезания; сборку с помощью клея, ниток, проволоки; —понимать смысл понятий «изделие», «деталь изделия», «образец», «заготовка», «материал», «инструмент», «приспособление», «конструирование», «аппликация»; —выполнять задания с опорой на готовый план; —обслуживать себя во время работы: соблюдать порядок на рабочем месте, ухаживать за инструментами и правильно хранить их; соблюдать правила гигиены труда; —рассматривать и анализировать простые по конструкции образцы (по вопросам учителя); анализировать простейшую конструкцию изделия: выделять основные и дополнительные детали, называть их форму, определять взаимное расположение, виды соединения; способы изготовления; —распознавать изученные виды материалов (природные, пластические, бумага, тонкий картон, текстильные, клей и др.), их свойства (цвет, фактура, форма, гибкость и др.); —называть ручные инструменты (ножницы, игла, линейка) и приспособления (шаблон, стека, булавки и др.), безопасно хранить и работать ими; —различать материалы и инструменты по их назначению; —называть и выполнять последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка; —качественно выполнять операции и приѐмы по изготовлению несложных изделий: экономно выполнять разметку деталей на глаз, от руки, по шаблону, по линейке (как направляющему инструменту без откладывания размеров); точно резать ножницами по линиям разметки; придавать форму деталям и изделию сгибанием, складыванием, вытягиванием, отрыванием, сминанием, лепкой и пр.; собирать изделия с помощью клея, пластических масс и др.; эстетично и аккуратно выполнять отделку раскрашиванием, аппликацией, строчкой прямого стежка; —использовать для сушки плоских изделий пресс; —с помощью учителя выполнять практическую работу и самоконтроль с опорой на инструкционную карту, образец, шаблон; —различать разборные и неразборные конструкции несложных изделий; —понимать простейшие виды технической документации (рисунок, схема), конструировать и моделировать изделия из различных материалов по образцу, рисунку; —осуществлять элементарное сотрудничество, участвовать в коллективных работах под руководством учителя; —выполнять несложные коллективные работы проектного характера. 2 класс К концу обучения во втором классе обучающийся научится: —понимать смысл понятий «инструкционная» («технологическая») карта, «чертѐж», «эскиз», «линии чертежа», «развѐртка», «макет», «модель», «технология», «технологические операции», «способы обработки» и использовать их в практической деятельности; —выполнять задания по самостоятельно составленному плану; —распознавать элементарные общие правила создания рукотворного мира (прочность, удобство, эстетическая выразительность — симметрия, асимметрия, равновесие); наблюдать гармонию предметов и окружающей среды; называть характерные особенности изученных видов декоративно-прикладного искусства; —выделять, называть и применять изученные общие правила создания рукотворного мира в своей предметно-творческой деятельности; —самостоятельно готовить рабочее место в соответствии с видом деятельности, поддерживать порядок во время работы, убирать рабочее место; —анализировать задание/образец по предложенным вопросам, памятке или инструкции, самостоятельно выполнять доступные задания с опорой на инструкционную (технологическую) карту; —самостоятельно отбирать материалы и инструменты для работы; исследовать свойства новых изучаемых материалов (толстый картон, натуральные ткани, нитки, проволока и др.); —читать простейшие чертежи (эскизы), называть линии чертежа (линия контура и надреза, линия выносная и размерная, линия сгиба, осевая и центровая, линия симметрии); —выполнять экономную разметку прямоугольника (от двух прямых углов и одного прямого угла) с помощью чертѐжных инструментов (линейки, угольника) с опорой на простейший чертѐж (эскиз); чертить окружность с помощью циркуля; —выполнять биговку; —выполнять построение простейшего лекала (выкройки) правильной геометрической формы и разметку деталей кроя на ткани по нему/ней; —оформлять изделия и соединять детали строчками прямого и косого стежков, их вариантами («перевивы», «крестик» и др.); —понимать смысл понятия «развѐртка» (трѐхмерного предмета); соотносить объѐмную конструкцию с изображениями еѐ развѐртки; —отличать макет от модели, строить трѐхмерный макет из готовой развѐртки; —определять неподвижный и подвижный способ соединения деталей и выполнять подвижное и неподвижное соединения известными способами; —конструировать и моделировать изделия из различных материалов по модели, простейшему чертежу или эскизу; —решать несложные конструкторско-технологические задачи; —применять освоенные знания и практические умения (технологические, графические, конструкторские) в самостоятельной интеллектуальной и практической деятельности; —делать выбор, какое мнение принять — своѐ или другое, высказанное в ходе обсуждения; —выполнять работу в малых группах, осуществлять сотрудничество; —понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт; —называть профессии людей, работающих в сфере обслуживания. 3 класс К концу обучения в третьем классе обучающийся научится: —понимать смысл понятий «чертѐж развѐртки», «канцелярский нож», «шило», «искусственный материал»; —выделять и называть характерные особенности изученных видов декоративноприкладного искусства, профессии мастеров прикладного искусства (в рамках изученного); —узнавать и называть по характерным особенностям образцов или по описанию изученные и распространѐнные в крае ремѐсла; —называть и описывать свойства наиболее распространѐнных изучаемых искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, текстиль и др.); —читать чертѐж развѐртки и выполнять разметку развѐрток с помощью чертѐжных инструментов (линейка, угольник, циркуль); —узнавать и называть линии чертежа (осевая и центровая); —безопасно пользоваться канцелярским ножом, шилом; —выполнять рицовку; —выполнять соединение деталей и отделку изделия строчкой косого стежка и еѐ вариантами («крестик», «стебельчатая строчка»); —решать простейшие задачи технико-технологического характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции в соответствии с новыми/дополненными требованиями; использовать комбинированные техники при изготовлении изделий в соответствии с технической или декоративно-художественной задачей; —понимать технологический и практический смысл различных видов соединений в технических объектах, простейшие способы достижения прочности конструкций; использовать их при решении простейших конструкторских задач; —конструировать и моделировать изделия из разных материалов и наборов «Конструктор» по заданным техническим, технологическим и декоративно-художественным условиям; —изменять конструкцию изделия по заданным условиям; —выбирать способ соединения и соединительный материал в зависимости от требований конструкции; —называть несколько видов информационных технологий и соответствующих способов передачи информации (из реального окружения учащихся); —понимать назначение основных устройств персонального компьютера для ввода, вывода и обработки информации; —выполнять основные правила безопасной работы на компьютере; —использовать возможности компьютера и информационно-коммуникационных технологий для поиска необходимой информации при выполнении обучающих, творческих и проектных заданий; —выполнять проектные задания в соответствии с содержанием изученного материала на основе полученных знаний и умений. 4 класс К концу обучения в четвѐртом классе обучающийся научится: —формировать общее представление о мире профессий, их социальном значении; о творчестве и творческих профессиях, о мировых достижениях в области техники и искусства (в рамках изученного), о наиболее значимых окружающих производствах; —на основе анализа задания самостоятельно организовывать рабочее место в зависимости от вида работы, осуществлять планирование трудового процесса; —самостоятельно планировать и выполнять практическое задание (практическую работу) с опорой на инструкционную (технологическую) карту или творческий замысел; при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия; —понимать элементарные основы бытовой культуры, выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда; —выполнять более сложные виды работ и приѐмы обработки различных материалов (например, плетение, шитьѐ и вышивание, тиснение по фольге и пр.), комбинировать различные способы в зависимости и от поставленной задачи; выполнять строчку петельного стежка, понимать еѐ назначение (отделка и соединение деталей); —выполнять символические действия моделирования, понимать и создавать простейшие виды технической документации (чертѐж развѐртки, эскиз, технический рисунок, схему) и выполнять по ней работу; —решать простейшие задачи рационализаторского характера по изменению конструкции изделия: на достраивание, придание новых свойств конструкции в связи с изменением функционального назначения изделия; —на основе усвоенных правил дизайна решать простейшие конструкторские задачи по созданию изделий с заданной функцией; художественно- —создавать небольшие тексты, презентации и печатные публикации с использованием изображений на экране компьютера; оформлять текст (выбор шрифта, размера, цвета шрифта, выравнивание абзаца); —работать с доступной информацией; работать в программах Word, Power Point; —решать творческие задачи, мысленно создавать и разрабатывать проектный замысел, осуществлять выбор средств и способов его практического воплощения, аргументированно представлять продукт проектной деятельности; —осуществлять сотрудничество в различных видах совместной деятельности; предлагать идеи для обсуждения, уважительно относиться к мнению товарищей, договариваться; участвовать в распределении ролей, координировать собственную работу в общем процессе. Метапредметными результатами изучения технологии является освоение учащимися универсальных способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях (умение принять учебную задачу или ситуацию, выделить проблему, составить план действий и применять его для решения практической задачи, осуществлять информационный поиск и делать необходимую корректировку в ходе практической реализации, выполнять самооценку результата), развитие логических операций (сравнения, анализа, синтеза, классификации, обобщения, установления аналогий, подведение под понятия, умение выделять известное и неизвестное), развитие коммуникативных качеств (речевая деятельность и навыки сотрудничества). Познавательные УУД: —ориентироваться в терминах и понятиях, используемых в технологии (в пределах изученного), использовать изученную терминологию в своих устных и письменных высказываниях; —осуществлять анализ несущественных признаков; объектов и изделий с выделением существенных и —сравнивать группы объектов/изделий, выделять в них общее и различия; —делать обобщения (технико-технологического характера) по изучаемой тематике; и декоративно-художественного —использовать схемы, модели и простейшие чертежи в собственной практической творческой деятельности; —комбинировать и использовать освоенные технологии при изготовлении изделий в соответствии с технической, технологической или декоративно-художественной задачей; —понимать необходимость поиска новых технологий на основе изучения объектов и законов природы, доступного исторического и современного опыта технологической деятельности. Работа с информацией: —осуществлять поиск необходимой для выполнения работы информации в учебнике и других доступных источниках, анализировать еѐ и отбирать в соответствии с решаемой задачей; —анализировать и использовать знаково-символические средства представления информации для решения задач в умственной и материализованной форме; выполнять действия моделирования, работать с моделями; —использовать средства информационно-коммуникационных технологий для решения учебных и практических задач (в том числе Интернет с контролируемым выходом), оценивать объективность информации и возможности еѐ использования для решения конкретных учебных задач; —следовать при выполнении работы инструкциям учителя или представленным в других информационных источниках. Коммуникативные УУД: —вступать в диалог, задавать собеседнику вопросы, использовать реплики-уточнения и дополнения; формулировать собственное мнение и идеи, аргументированно их излагать; выслушивать разные мнения, учитывать их в диалоге; —создавать тексты-описания на основе наблюдений (рассматривания) изделий декоративно-прикладного искусства народов России; —строить рассуждения о связях природного и предметного мира, простые суждения (небольшие тексты) об объекте, его строении, свойствах и способах создания; —объяснять последовательность совершаемых действий при создании изделия. Регулятивные УУД: —рационально организовывать свою работу (подготовка рабочего места, поддержание и наведение порядка, уборка после работы); —выполнять правила безопасности труда при выполнении работы; —планировать работу, соотносить свои действия с поставленной целью; —устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами, прогнозировать действия для получения необходимых результатов; —выполнять действия контроля и оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учѐта характера сделанных ошибок; —проявлять волевую саморегуляцию при выполнении работы. Совместная деятельность: —организовывать под руководством учителя и самостоятельно совместную работу в группе: обсуждать задачу, распределять роли, выполнять функции руководителя/лидера и подчинѐнного; осуществлять продуктивное сотрудничество; —проявлять интерес к работе товарищей; в доброжелательной форме комментировать и оценивать их достижения, высказывать свои предложения и пожелания; оказывать при необходимости помощь; —понимать особенности проектной деятельности, выдвигать несложные идеи решений предлагаемых проектных заданий, мысленно создавать конструктивный замысел, осуществлять выбор средств и способов для его практического воплощения; предъявлять аргументы для защиты продукта проектной деятельности. 2. Содержание учебного предмета Содержание учебного предмета «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Практическая деятельность рассматривается как средство развития личностных и социально значимых качеств учащихся, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий. Отличительные особенности отбора и построение содержания учебного материала: 1. Включение адаптационного периода в 1 классе — 8 уроков, которые проводятся на улице в форме прогулок с дидактическими играми и наблюдениями или в классе. 2. В 1 и 2 классах темы уроков отражают главным образом не названия изделий, а технологические операции, способы и приѐмы, знания о материалах и конструкции, так как первые два года обучения — период освоения основных элементарных конструкторскотехнологических знаний и умений. Дополнительные задания на сообразительность (в рабочей тетради) развивают творческие способности. 3. В 3 и 4 классах основная форма практической работы — простейшие технологические проекты (групповые и индивидуальные), базой для которых являются уже усвоенные предметные знания и умения, а также постоянное развитие основ творческого мышления. 4. В программу каждого класса включены поисковые, пробные или тренировочные упражнения, с помощью которых учащиеся делают открытия новых знаний и умений для последующего выполнения изделий и проектов. 5. Изготовление изделий не есть цель урока. Изделия (проектная работа) лишь средство для решения конкретных учебных задач. Выбор изделия не носит случайный характер, а отвечает цели и задачам каждого урока и подбирается в чѐтко продуманной последовательности в соответствии с изучаемыми темами. Любое изготавливаемое изделие доступно для выполнения и обязательно содержит не более одного-двух новых знаний и умений, которые могут быть открыты и освоены детьми в ходе анализа изделия и последующего его изготовления. Это обеспечивает получение качественного изделия за период времени не более 20 минут от урока и исключает домашние задания. 1 класс Природная мастерская – 7 часов Рукотворный и природный мир города. На земле, на воде и в воздухе. Природа и творчество. Природные материалы. Семена и фантазии. Композиция из листьев. Что такое композиция? Орнамент из листьев. Что такое орнамент? Природные материалы. Как их соединить? Пластилиновая мастерская – 4 часа Материалы для лепки. Что может пластилин? В мастерской кондитера. Как работает мастер? В море. Какие цвета и формы у морских обитателей? Наши проекты. Аквариум. Бумажная мастерская – 16 часов Мастерская Деда Мороза и Снегурочки. Наши проекты. Скоро Новый год! Бумага. Какие у неѐ есть секреты? Бумага и картон. Какие секреты у картона? Оригами. Как сгибать и складывать бумагу? Обитатели пруда. Какие секреты у оригами? Животные зоопарка. Одна основа, а сколько фигурок? Ножницы. Что ты о них знаешь? Шаблон. Для чего он нужен? Наша армия родная. Бабочки. Как изготовить их из листа бумаги? Весенний праздник 8 марта. Как сделать подарок-портрет? Орнамент в полосе. Для чего нужен орнамент? Образы весны. Какие краски у весны? Настроение весны. Что такое колорит? Праздники и традиции весны. Какие они? Текстильная мастерская – 6 часов Мир тканей. Для чего нужны ткани? Игла-труженица. Что умеет игла? Вышивка. Для чего она нужна? Прямая строчка и перевивы. Для чего они нужны? Прямая строчка и перевивы. Для чего они нужны? Закрепление. Проверка знаний и умений, полученных в 1 классе. 2 класс Художественная мастерская – 10 часов Что ты уже знаешь? Зачем художнику знать о тоне, форме и размере? Какова роль цвета в композиции? Какие бывают цветочные композиции? Как увидеть белое изображение на белом фоне? Что такое симметрия? Как получить симметричные детали? Можно ли сгибать картон? Как? Наши проекты. Как плоское превратить в объемное? Как согнуть картон по кривой линии? Проверим себя. Чертѐжная мастерская – 7 часов Что такое технологические операции и способы? Что такое линейка и что она умеет? Что такое чертеж и как его прочитать? Как изготовить несколько одинаковых прямоугольников? Можно ли разметить прямоугольник по угольнику? Можно ли без шаблона разметить круг? Мастерская Деда Мороза и Снегурочки. Проверим себя. Конструкторская мастерская – 10 часов Какой секрет у подвижных игрушек? Как из неподвижной игрушки сделать подвижную? Еще один способ сделать игрушку подвижной. Что заставляет вращаться винт-пропеллер? Можно ли соединить детали без соединительных материалов? День защитника Отечества. Изменяется ли вооружение в армии? Как машины помогают человеку? Поздравляем женщин и девочек. Что интересного в работе архитектора? Наши проекты. Проверим себя. Рукодельная мастерская – 7 часов Какие бывают ткани? Какие бывают нитки. Как они используются? Что такое натуральные ткани? Каковы их свойства? Строчка косого стежка. Есть ли у неѐ «дочки»? Как ткань превращается в изделие? Лекало. Что узнали, чему учились. 3 класс Информационная мастерская – 5 часов Вспомним и обсудим! Знакомимся с компьютером. Компьютер, его составляющие. Функции компьютера. Компьютер - твой помощник. Мастерская скульптора – 3 часа Как работает скульптор? Скульптура разных времѐн и народов. Статуэтки. Рельеф и его виды. Как придать поверхности фактуру и объѐм. Мастерская рукодельницы – 10 часов Вышивка и вышивание. Строчка петельного стежка. Пришивание пуговиц. Наши проекты. Подарок малышам «Волшебное дерево». История швейной машины. Секреты швейной машины. Футляры. Проверим себя. Наши проекты. Мастерская инженеров - конструкторов, строителей, декораторов – 11 часов Строительство и украшение дома. Объѐм и объѐмные формы. Развѐртка. Подарочные упаковки. Декорирование (украшение) готовых форм. Конструирование из сложных развѐрток. Модели и конструкции. Наши проекты. Парад военной техники. Наша родная армия. Художник - декоратор. Филигрань и квиллинг. Изо-нить. Художественные техники из креповой бумаги. Мастерская кукольника – 5 часов Может ли игрушка быть полезной. Театральные куклы-марионетки. Игрушка из носка. Игрушка-неваляшка. Что узнали, чему научились. 4 класс Информационная мастерская – 4 часа Вспомним и обсудим! Информация. Интернет. Создание текста на компьютере. Создание презентаций. Программа Рower Point. Проверим себя. Проект «Дружный класс» - 3 часа Презентация класса. Эмблема класса. Папка «Мои достижения». Проверим себя Студия «Реклама» - 4 часа Реклама и маркетинг. Упаковка для мелочей. Коробка для подарка. Упаковка для сюрприза. Проверим себя. Студия «Декор интерьера» - 5 часов Интерьеры разных времѐн. Художественная техника «декупаж» Плетѐнные салфетки. Цветы из креповой бумаги. Сувениры на проволочных кольцах. Изделия из полимеров. Проверим себя. Новогодняя студия – 3 часа Новогодние традиции. Игрушки из зубочисток. Игрушки из трубочек для коктейля. Проверим себя. Студия «Мода» - 8 часов История одежды и текстильных материалов. Исторический костюм. Одежда народов России. Синтетические ткани. Твоя школьная форма. Объѐмные рамки. Аксессуары одежды. Вышивка лентами. Проверим себя. Студия «Подарки» - 2 часа День защитника Отечества. Плетѐная открытка. Весенние цветы. Проверим себя. Студия «Игрушки» - 5 часов История игрушек. Игрушка – попрыгушка. Качающиеся игрушки. Подвижная игрушка «Щелкунчик». Игрушка с рычажным механизмом. Подготовка портфолио. Проверим себя. Таблица тематического распределения количества часов Количество часов - Разделы, темы Природная мастерская. Авторская программа Рабочая программа по классам 1 кл. 2 кл. 3 кл. 4 кл. 7 1 класс 7 - - - Пластилиновая мастерская. 4 4 - - - Бумажная мастерская. 16 16 - - - Текстильная мастерская. 6 6 - - - Художественная мастерская. 10 - 10 - - Чертѐжная мастерская. 7 - 7 - - Конструкторская мастерская. 10 - 10 - - Рукодельная мастерская 7 - 7 - - Информационная мастерская 5 - - 5 - Мастерская скульптора 3 - - 3 - Мастерская рукодельницы 10 - - 10 - 12 конструкторов, строителей, 11 - - 11 - 13 5 - - 5 - Информационная мастерская. 4 - - - 4 Проект «Дружный класс». 3 - - - 3 Студия «Реклама». 4 - - - 4 Студия «Декор интерьера». 5 - - - 5 Новогодняя студия. 3 - - - 3 Студия «Мода». 8 - - - 8 Студия «Подарки». 2 - - - 2 Студия «Игрушки». 5 - - - 5 33ч 34ч 34ч 34ч 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 14 15 16 17 18 19 20 21 Мастерская инженеров - декораторов. Мастерская кукольника. Всего 135ч 3. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы Раздел Природная мастерская. Пластилино вая мастерская. Кол-во Темы часов Кол-во часов Основные виды деятельности (на уровне универсальных учебных действий) Основные направления воспитатель ной деятельности Проявлять интерес к содержанию предмета технологии; Учиться проговаривать последовательность действий на уроке; Наблюдать связи человека с природой и предметным миром: предметный мир ближайшего окружения, конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, конструкторскотехнологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий; сравнивать их; Обслуживать себя во время работы: поддерживать порядок на рабочем месте, ухаживать за инструментами и правильно хранить их; Соблюдать правила гигиены труда. Понимать роль и место человека в окружающем мире; о созидательной, творческой деятельности человека и природе как источнике его вдохновения. 1-7 Бережно относиться к результатам своего труда и труда одноклассников; Делать выводы о результате совместной работы всего класса; Преобразовывать информацию из одной формы в другую — в изделия, художественные образы. Знать общие названия изученных видов материалов и их свойства (цвет, фактура, толщина и др.); Знать последовательность 4,5,7 7 1. Рукотворный и природный мир города. 2. На земле, на воде и в воздухе. Природа и творчество. 3. Природные материалы. Виды природных материалов. 4. Семена и фантазии. 5. Композиция из листьев. Что такое композиция? 6. Орнамент из листьев. Что такое орнамент? 7. Природные материалы. Как их соединить? 1 1. Материалы для лепки. Пластилин и его свойства. 2. Мастерская кондитера. 3. В море. Цвета и формы у морских обитателей. 4. Аквариум. 1 1 1 1 1 1 1 3,4,5,6,7 4,5,7 4,5,7 4,5,7 4,5,7 4,5,7 4 1 1 1 4,5,7 4,5,7 4,5,7 изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка; Знать способы разметки на глаз, по шаблону; Уметь выполнять формообразование вытягиванием. Бумажная мастерская. Текстильна я мастерская. 16 1. Мастерская Деда Мороза и Снегурочки. Новый год! 2. Бумага и картон. 3. Оригами. 4. Как сгибать и складывать бумагу? 5. Обитатели пруда. 6. Животные зоопарка. 7. Фигурки из основы. 8 Ножницы. 9. Шаблон, его значение. 10. Наша армия родная. 11. Бабочки. 12. Лист из бумаги. 13.8 марта. Подарок-портрет. 14. Орнамент в полосе. 15. Образы и настроение весны. 16. Праздники и традиции весны. 1 1. Мир тканей. 2. Для чего нужны ткани? 3. Игла-труженица. 4. Вышивка. 5. Для чего нужна вышивка? 6. Прямая строчка и перевивы. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Знать общие названия изученных видов материалов (природные, бумага, тонкий картон) и их свойства. Знать последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка; Применять клеевой способ соединения; Изучить способы отделки: раскрашивание, аппликация. Различать материалы и инструменты по их назначению; Качественно выполнять операции и приемы по изготовлению несложных изделий: 1) экономно размечать сгибанием, по шаблону; 2) точно резать ножницами; 3) собирать изделия с помощью клея. 4,5,7 4,5,7 4,5,7 4,5,7 4,5,7 4,5, 4,5,7 4,5,7 4,5,7 1,2,3,4,5,7 4,5,7 4,5,7 1,2,3,4,5,7 4,5,7 1 3,4,5,7 1 4,5,7 6 1 1 1 1 Знать общие названия изученных видов ткани и ее свойства. Знать способы отделки: прямая строчка; Знать названия и назначение ручных инструментов (ножницы, игла) и приспособлений (шаблон, булавки), правила безопасной работы ими. Эстетично и аккуратно отделывать изделия прямой строчкой; 4,5,7 4,5,7 4,5,7 4,5,7 4,5,7 4,5,7 Безопасно работать и хранить инструменты (ножницы, иглы); С помощью учителя выполнять практическую работу и самоконтроль с опорой на инструкционную карту, образец, используя шаблон. Итого 33 ч. 33 ч. 2 класс Художестве нная мастерская. Чертежная мастерская. 10 1. Тон, форма, цвет, размер. 2. Композиция. 3. Роль цвета в композиции.. 4. Виды композиции. 5. Цветочная композиция. 6. Что такое симметрия? 7. Сгиб картона. 8. Сгиб картона по кривой линии. 9. Плоское и объемное. 10. Что ты уже знаешь? Наши проекты. 1 1. Технологические операции и способы? 2.Линейка. Что она умеет? 3. Чертеж. Как его прочитать? 4. Изготовление одинаковых прямоугольников. 5. Можно ли разметить прямоугольник по угольнику? 6. Изготовление 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Самостоятельно отбирать материалы и инструменты для работы; Готовить рабочее место в соответствии с видом деятельности, поддерживать порядок во время работы, убирать рабочее место; Выделять, называть и применять изученные общие правила создания рукотворного мира в своей предметно-творческой деятельности; Научиться общим правилам создания рукотворного мира (прочность, удобство, эстетическая выразительность - симметрия, асимметрия, равновесие, динамика); Узнать о гармонии предметов и окружающей среды. 4,5,7 Уметь прочитать простейшие чертежи (эскизы); Справляться с доступными практическими заданиями с опорой на образец: Выполнять экономную разметку с помощью чертежных инструментов с опорой на простейший чертеж (эскиз); Знать основные характеристики простейшего чертежа и эскиза и их различие; Знать, какие бывают линии 4,5,7 4,5,7 4,5,7 4,5,7 4,5,7 4,5,7 4,5,7 4,5,7 4,5,7 4,5,7 7 1 1 1 1 1 4,5,7 4,5,7 4,5,7 4,5,7 4,5,7 круга без шаблона. 7. Мастерская Деда Мороза и Снегурочки. Проверим себя. Конструкто рская мастерская. Рукодельна я мастерская. 1 чертежа (линия контура и надреза, линия выносная и размерная, линия сгиба) и приемы построения прямоугольника и окружности с помощью контрольноизмерительных инструментов; Знать названия, устройство и назначение чертежных инструментов (линейка, угольник, циркуль) 4,5,7 10 1. Подвижные игрушки. 2. Как из неподвижной игрушки сделать подвижную? 3. Способы создания подвижной игрушки. 4. Винт-пропеллер. 5. Соединение деталей без соединительных материалов. 6. День защитника Отечества. Изменяется ли вооружение в армии? 7. Как машины помогают человеку? 8. Поздравляем женщин и девочек. 9. Работа архитектора. 10. Наши проекты. Проверим себя. 1 1. Виды ткани. 2.Виды ниток. 3. Свойства натуральных тканей. 4. Строчка косого стежка. 5.Как ткань превращается в изделие? 6. Лекало. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Конструировать и моделировать изделия из различных материалов по модели, простейшему чертежу или эскизу; Определять способ соединения деталей и выполнять подвижное и неподвижное соединения известными способами. Самостоятельно выполнять в предложенных ситуациях доступные задания с опорой на инструкционную карту, соблюдая общие правила поведения, делать выбор, какое мнение принять в ходе обсуждения – свое или высказанное другими; Уметь применять освоенные знания и практические умения (технологические, графические, конструкторские) в самостоятельной интеллектуальной и практической деятельности. 1 4,5,7 4,5,7 4,5,7 4,5,7 4,5,7 1,2,3,4,5,7 4,5,7 4,5,7 4,5,7 1-7 7 1 1 1 Оформлять изделия, соединять детали прямой строчкой и ее вариантами; решать несложные конструкторскотехнологические задачи. Справляться с доступными практическими (технологическими) заданиями с опорой на образец и инструкционную 4,5,7 4,5,7 4,5,7 4,5,7 4,5,7 4,5,7 7. Что узнали, чему учились. Итого 34 ч. 1 карту. Знать обобщенные названия технологических операций: разметка, получение деталей из заготовки, сборка изделия, отделка. Знать названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе. 1-7 Включать и выключать компьютер; Пользоваться клавиатурой (в рамках необходимого для выполнения предъявляемого задания); Выполнять простейшие операции с готовыми файлами и папками (открывать, читать). Работать с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (CD): активировать диск, читать информацию, выполнять предложенные задания. 3,4,5,6 Иметь представление о характерных особенностях изученных видов декоративно-прикладного искусства; Иметь представление о профессиях мастеров прикладного искусства (в рамках изученного). Узнавать и называть по характерным особенностям образцов или по описанию изученные и распространенные в крае ремесла. 4,5,7 1,2,3,4,5,7 Знать названия и свойства наиболее распространенных искусственных и синтетических тканей. 4,5,7 34 ч. 3 класс Информаци онная мастерская. Мастерская скульптора. Мастерская рукодельни цы. 5 1. Вспомним и обсудим! 2. Знакомимся с компьютером. 3. Компьютер, его составляющие. 4. Функции компьютера. 5. Компьютер твой помощник. 1 1. Скульптор. 2. Скульптура разных времѐн и народов. Статуэтки. 3. Рельеф и его виды. Фактура и объѐм поверхности. 1 1 1. Вышивка и вышивание. 2. Строчка петельного стежка. 1 1 1 1 1 3,5,6 3,5,6 3,5,6 3,5,6 3 1 4,5,7 10 1 4,5,7 Мастерская инженеров, строителей, декораторо в. Мастерская кукольника . 3. Пришивание пуговиц. 4. Наши проекты. 5. Подарок малышам «Волшебное дерево». 6. История швейной машины. 7. Секреты швейной машины. 8. Футляры. 9. Проверим себя. 10. Наши проекты. 1 1.Строительство и украшение дома. 2.Объѐм и объѐмные формы. 3.Развѐртка. 4.Подарочные упаковки. Декорирование (украшение) готовых форм. 5.Модели и конструкции. Наши проекты. 6.Конструирование из сложных развѐрток. 7.Парад военной техники. Наша родная армия. 8.Художник декоратор. 9.Филигрань и квиллинг. 10.Изо-нить. 11.Художественны е техники из креповой бумаги. 1 1. Игрушка. История игрушек. 2. Театральные куклы-марионетки. 3. Игрушка из носка. 4. Игрушканеваляшка. 5.Что узнали, чему 1 1 1 1 1 Уметь выполнять косую строчку, ее варианты, знать их назначение. Иметь представление о традициях декоративноприкладного искусства в создании изделий. Иметь представление о композиции декоративноприкладного характера на плоскости и в объеме. 1 1 1 4,5,7 4,5,7 4,5,7,8 4,5,7 4,5,7 4,5,7 4,5,7 1-8 11 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Знать последовательность чтения и выполнения разметки разверток с помощью контрольно- измерительных инструментов; основные линии чертежа (осевая и центровая); простейшие способы достижения прочности конструкций. Читать простейший чертеж (эскиз) разверток; Выполнять разметку разверток с помощью чертежных инструментов; Решать доступные технологические задачи. Конструировать и моделировать изделия из разных материалов по заданным техническим, технологическим и декоративно-художественным условиям; Изменять конструкцию изделия по заданным условиям. 4,5,7 Выполнять экономную разметку с помощью чертежных инструментов с опорой на простейший чертеж (эскиз). Оформлять изделия, соединять детали прямой строчкой и ее вариантами; решать несложные 4,5,7 4,5,7 4,5,7 4,5,7 4,5,7 4,5,7 1,2,3,4,5,7 4,5,7 4,5,7 4,5,7 4,5,7 5 1 1 1 1 3,4,5,7 4,5,7 4,5,7 4,5,7 научились. Итого конструкторскотехнологические задачи. выполнять рицовку. Справляться с доступными практическими (технологическими) заданиями с опорой на образец и инструкционную карту. 34 ч. 34 ч. 4 класс Информаци онная мастерская. Проект «Дружный класс». Студия «Реклама». 4 1. Вспомним и обсудим! Информация. 2. Интернет. Создание текста на компьютере. 3. Создание презентаций. 4. Программа Рower Point. 1 1. Презентация класса. 2. Эмблема класса. 3. Папка «Мои достижения». 1 1. Реклама и 1 1 1 1 Иметь знания об использовании компьютеров в различных сферах жизни и деятельности человека. Знать названия и основное назначение частей компьютера (с которыми работали на уроках). Создавать небольшие тексты и печатные публикации с использованием изображений на экране компьютера; Оформлять текст (выбор шрифта, его размера и цвета, выравнивание абзаца); Работать с доступной информацией; Работать в программах Word, PowerPoint. 3,5,6 3,5,6 3,5,6 3,5,6 3 1 1 Конструировать и 1-7 моделировать изделия из разных материалов по 1,2,3,4,5,7 заданным декоративно1,2,3,4,5,7 художественным условиям. Изменять конструкцию изделия по заданным условиям. Создавать небольшие тексты и печатные публикации с использованием изображений на экране компьютера. Оформлять текст (выбор шрифта, его размера и цвета, выравнивание абзаца). Работать с доступной информацией. 4 Читать простейший чертеж 4,5,7 маркетинг. 2. Упаковка для мелочей. 3. Коробка для подарка. 4. Упаковка для сюрприза. Студия «Декор интерьера». Новогодняя студия. 1 1 1 (эскиз) разверток; Выполнять разметку разверток с помощью чертежных инструментов; Подбирать и обосновывать наиболее рациональные технологические способы развертки. Иметь представление о дизайне, его месте и роли в современной проектной деятельности; Иметь представление об основных условиях дизайна – единстве пользы, удобства и красоты; Иметь представление о композиции изделий декоративно-прикладного характера на плоскости и в объеме; 4,5,7 4,5,7 4,5,7 5 1. Интерьеры разных времѐн. Художественная техника «декупаж». 2. Плетѐнные салфетки. 3. Цветы из креповой бумаги. 4. Сувениры на проволочных кольцах. 5. Изделия из полимеров. 1 1. Новогодние традиции. 2. Игрушки из зубочисток. 3. Игрушки из трубочек для 1 1 1 1 1 Знать о творчестве и творческих профессиях, мировых достижениях в области техники и искусства (в рамках изученного), о наиболее значимых производствах. Знать об основных правилах дизайна и их учете при конструировании изделий (единство формы, функции и декора; стилевая гармония). Организовывать и выполнять свою художественнопрактическую деятельность в соответствии с собственным замыслом. Использовать знания и умения, приобретенные в ходе изучения технологии, изобразительного искусства и других учебных предметов, в собственной творческой деятельности. 4,5,7 Знать названия и свойства наиболее распространенных искусственных и синтетических материалов (бумаги, металлов, тканей); Знать последовательность 3,4,5,7 4,5,7 4,5,7 4,5,7 4,5,7 3 1 1 4,5,7 4,5,7 коктейля. Студия «Мода». Студия «Подарки». чтения и выполнения разметки разверток с помощью контрольно- измерительных инструментов; Бережно относиться и защищать природу и материальный мир; Безопасно пользоваться бытовыми приборами. Иметь представление о дизайне, его месте и роли в современной проектной деятельности; Иметь представление об основных условиях дизайна – единстве пользы, удобства и красоты; Знать о художественных техниках (в рамках изученного) 8 1. История одежды и текстильных материалов. 2. Исторический костюм. 3. Одежда народов России. 4. Синтетические ткани. 5.Твоя школьная форма. 6.Объѐмные рамки. 7.Аксессуары одежды. 8. Вышивка лентами. 1 1. Праздники. Подарки. День защитника Отечества. 2. Плетѐная открытка. Весенние цветы. 1 1 1 1 1 1 1 1 Знать о творчестве и творческих профессиях, мировых достижениях в области техники и искусства (в рамках изученного), о наиболее значимых производствах; Знать об основных правилах дизайна и их учете при конструировании изделий (единство формы, функции и декора; стилевая гармония); Организовывать и выполнять свою художественнопрактическую деятельность в соответствии с собственным замыслом; Использовать знания и умения, приобретенные в ходе изучения технологии, изобразительного искусства и других учебных предметов, в собственной творческой деятельности. 4,5,7 4,5,7 1,2,3,4,5,7 4,5,7 4,5,7 4,5,7 4,5,7 4,5,7 2 1 Знать последовательность 1,2,3,4,5,7 чтения и выполнения разметки разверток с помощью контрольно- измерительных инструментов; основные 3,4,5,7,8 линии чертежа (осевая и центровая); Соблюдать правила безопасной работы канцелярским ножом; Организовывать и выполнять свою художественнопрактическую деятельность в соответствии с собственным замыслом; Использовать знания и умения, приобретенные в ходе изучения технологии, изобразительного искусства и других учебных предметов, в собственной творческой деятельности. Студия «Игрушки». Итого 5 1. История игрушек. 2. Игрушка – попрыгушка. 3. Качающиеся игрушки. 4. Подвижная игрушка «Щелкунчик». 5. Игрушка с рычажным механизмом. 34 ч. СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения учителей предметников МБОУ СОШ № 16 от « 27 »августа 2021 г. _____________ /С.Н.Левченко/ 1 1 1 1 1 Конструировать и моделировать изделия из разных материалов по заданным декоративнохудожественным условиям; Изменять конструкцию изделия по заданным условиям; Выбирать способ соединения и соединительный материал в зависимости от требований конструкции. Иметь представление о композиции изделий декоративно-прикладного характера на плоскости и в объеме; Знать о традициях декоративно-прикладного искусства в создании изделий. 4,5,7 4,5,7 4,5,7 4,5,7 4,5,7 34 ч. СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по учебной работе МБОУ СОШ №16 _______ /Т.В.Лавринова/ «27»августа 2021 г.