Принято на педагогическом совете МАОУ СОШ № 16 им. К.И. Недорубова ст. Украинской Протокол № от «_1_» _08_2023 «Утверждаю» Директор МАОУ СОШ № 16 им. К.И. Недорубова ст. Украинской _______ И.Н. Сосновая Приказ № 175 от «_30_» __08__2023 ПОЛОЖЕНИЕ о реализации инклюзивного образования в МАОУ СОШ № 16 им. К.И. Недорубова ст. Украинской. 1. Общие положения 1.1.Положение о реализации инклюзивного образования в МАОУ СОШ № 16 им. К.И. Недорубова ст. Украинской (далее – Положение) разработано в соответствии с: - Конституцией Российской Федерации, - Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», - Уставом ОУ. 1.2. Инклюзивная практика в образовательной организации рассматривается как реализация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) с учетом разнообразия их особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей по месту жительства с обеспечением в образовательной организации специальных условий. 1.3. Обучающимися с ОВЗ являются обучающиеся, имеющие недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медикопедагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. 1.4. Задачи инклюзивной практики: - создание образовательной среды, способствующей гармоничному развитию детей, имеющих разные стартовые возможности; - формирование толерантного сообщества детей, родителей, персонала и социального окружения; - создание условий для развития потенциальных возможностей детей с ОВЗ в совместной деятельности со здоровыми сверстниками; - организация системы эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования, включающей диагностико-консультативное, коррекционно-развивающее, социально-трудовое направления деятельности, в том числе в рамках сетевого взаимодействия с социальными партнерами; - оказание консультативной помощи семьям, воспитывающим детей с особыми образовательными потребностями, включение законных представителей в процесс обучения и воспитания ребенка, формирование у них адекватного отношения к особенностям его развития, выработка оптимальных подходов к проблемам семейного воспитания. 2. Особенности организации образовательного процесса и итоговой аттестации 2.1. Инклюзивная практика реализуется в общеобразовательном учреждении на основании приказа директора ОУ и настоящего Положения. 2.2. Зачисление ребенка с ОВЗ в общеобразовательный класс (далее - инклюзивный класс) осуществляется приказом директора ОУ с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций ПМПК. 2.3. Комплектование инклюзивных классов осуществляется в соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 года N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». 2.4. Обязательным условием организации инклюзивной практики в ОУ является организация психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса через деятельность школьного психолого - педагогического консилиума (далее – ППк). 2.5. Для организации деятельности ППк является необходимым введение дополнительных штатных единиц в штатное расписание в соответствии с рекомендациями ППК, создаваемых из расчета по количеству обучающихся с ОВЗ в общеобразовательной организации: - педагог-психолог; - учитель-дефектолог; - учитель-логопед. 2.6. При отсутствии возможности введения дополнительных штатных единиц профильных специалистов деятельность ППк в ОУ организуется через сетевое взаимодействие с социальными партнерами. 2.7. Содержание образовательного процесса в инклюзивных классах определяется общеобразовательной программой, адаптированной общеобразовательной программой, учебным планом, годовым календарным графиком и расписанием занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми образовательной организацией самостоятельно, а также индивидуальным учебным планом для обучающегося с ОВЗ при наличии рекомендаций ПМПК. 2.8. Индивидуальный учебный план для обучающегося с ОВЗ может разрабатываться на учебный год, либо на полгода, либо на каждую четверть. Общеобразовательная организация вправе в любое время вносить в содержательную часть индивидуального учебного плана изменения на основании ходатайства ППк и родителей (законных представителей). В индивидуальный учебный план для ребенка с ОВЗ включаются: - организация индивидуального режима (снижение объема заданий, дополнительный день отдыха в течение недели и др.); - организация обучения в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся; - организация индивидуальных и групповых занятий общеразвивающей и предметной направленности; - организация обязательных коррекционно-развивающих занятий, в том числе в рамках сетевого взаимодействия с социальными партнерами. 2.9. Перевод детей с ОВЗ в следующий класс осуществляется на основании рекомендаций школьного психолого-медико-педагогического консилиума и решения педагогического совета общеобразовательной организации. 2.10. При отсутствии положительной динамики в усвоении адаптированных образовательных программ, в развитии и адаптации в условиях инклюзивного обучения по решению ППк и с согласия родителей (законных представителей), обучающиеся в установленном порядке направляются на дополнительную диагностику специалистами ППК для получения рекомендаций. 2.11. Обучение в инклюзивном классе организуется как по общим, так и по специальным учебникам, соответствующим программе обучения. Решение по этому вопросу принимает общеобразовательная организация. 2.12. Оценка знаний обучающихся с ОВЗ осуществляется в соответствии с Положением об оценивании учащихся с ОВЗ, с учетом их особенностей развития. 2.13. Решение о промежуточной аттестации обучающихся с ОВЗ на основании рекомендаций ППк принимает педагогический совет школы. 2.14. Государственная итоговая аттестация выпускников с ОВЗ, обучавшихся инклюзивно за курс основной школы, проводится в соответствии с нормативно - правовыми документами федерального и регионального уровня, регламентирующими проведение государственной итоговой аттестации для выпускников с ОВЗ. 2.15. Итоговая аттестация выпускников с ОВЗ, имеющих умственную отсталость (интеллектуальные нарушения) проводится в соответствии с локальными актами общеобразовательной организации, регламентирующими проведение итоговой аттестации для выпускников с ОВЗ, имеющих умственную отсталость (интеллектуальные нарушения). 2.16. Выпускникам с ОВЗ при успешном прохождении итоговой аттестации выдается в установленном порядке документ государственного образца об уровне образования. 2.17. Выпускникам с ОВЗ, имеющими умственную отсталость (интеллектуальные нарушения), при успешном прохождении итоговой аттестации (экзамен по трудовому обучению) выдается свидетельство установленного образца об обучении. 3. Психолого-педагогическое сопровождение интегрированного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья 3.1. Организация образовательного процесса для детей с ОВЗ в условиях инклюзивного обучения предусматривает осуществление психолого-педагогического сопровождения. 3.2. Основными задачами психолого - педагогического сопровождения являются: выявление структуры нарушения; преодоление трудностей, возникающих в процессе совместного обучения и воспитания; информирование родителей (законных представителей) относительно организации, задач образования и развития их ребенка, а также перспектив коррекции и компенсации нарушений. 3.3. С целью осуществления психолого-педагогического сопровождения в ОУ приказом директора создается 4. Документация инклюзивного обучения 4.1. В ОУ ведется следующая документация, регламентирующая реализацию инклюзивной практики: - адаптированные общеобразовательные программы для обучающихся с ОВЗ; - классный журнал; - рабочие адаптированные программы по предметам для обучающихся с ОВЗ которые разрабатываются в соответствии с Положением о разработке адаптированных общеобразовательных программ; - расписание уроков (занятий), индивидуальных коррекционных занятий, утвержденное директором общеобразовательной организации; - рабочие программы членов группы психолого-педагогического сопровождения инклюзивного обучения, утвержденные директором общеобразовательной организации; - индивидуальные программы психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ; - договоры ОУ с социальными партнерами по вопросам реализации психологопедагогического сопровождения; - тетради обучающихся с ОВЗ, посещающих занятия узких специалистов. 5. Участники образовательного процесса 5.1. Участниками инклюзивного образовательного процесса являются педагогические работники (учителя, педагог-психолог, учитель-логопед, социальный педагог), иные педагогические работники, обучающиеся с ОВЗ и их родители (законные представители). 5.2. Педагогические работники должны иметь соответствующую подготовку. Квалификационные требования определяются квалификационными характеристиками, утвержденными в порядке, установленном законодательством. 5.3. Права и обязанности педагогических и иных работников общеобразовательной организации, работающих в рамках инклюзивной практики, определяются актами законодательства Российской Федерации, Уставом общеобразовательной организации, настоящим Положением. 5.4. Обязанности педагогических и иных работников общеобразовательной организации, работающих в рамках инклюзивной практики, определяются также должностными инструкциями, разрабатываемыми и утверждаемыми директором ОУ на основании квалификационных характеристик. 5.5. Права и обязанности обучающихся с ОВЗ и их родителей (законных представителей) определяются законодательством Российской Федерации и уставом общеобразовательной организации. 5.6. Права и обязанности профильных специалистов, осуществляющих свою профессиональную деятельность в рамках сетевого взаимодействия, определяются законодательством Российской Федерации и договором о сетевом взаимодействии.